Повышение НДПИ для металлургов срезали на 20%, про уголь и удобрения – тишина
Представители бизнеса достигли компромисса с правительством по новым ставкам налога на добычу полезных ископаемых. Об этом заявил на днях президент РСПП Александр Шохин. Компромисс будет действовать три года. Похоже, что в течение этого срока вопрос о том, удалось ли правительству «расхлобучить» сырьевых олигархов, можно считать риторическим.
Александр Шохин отметил, что ставка НДПИ по руде составит 4,8%, акциз по жидкой стали — 2,7%. По минеральным удобрениям «компромисс» тоже был достигнут, но его подробности пока не озвучены. «Это то, с чем бизнес согласился, имея в виду, что действительно большой объем и социальных задач перед бюджетом. Но сам механизм, конечно, в ходе реализации этих предложений может быть отмониторен, скорректирован», — сказал глава РСПП, как бы предваряя возможные вопросы журналистов.
Насколько известно по сообщениям с закрытых встреч в сентябре, первоначально Минфин предлагал повысить ставку НДПИ до 6% для всех сырьевых компаний, которые зарабатывают рекордную прибыль на конъюнктурном росте мировых цен. Речь шла не только о металлургических гигантах вроде «Северстали», ММК и НЛМК, но также о производителях минеральных удобрений и коксующегося угля.
В ходе переговоров чиновников с бизнесом предложения по ставкам налога неоднократно корректировались. В завершающей части этого танца ассоциация «Русская сталь» во главе с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым направила в Минфин письмо со встречным предложением. Так, ставку НДПИ на железную руду было предложено снизить до 2,96% от котировок в Китае, а в случае падения китайских котировок ниже $60 – приравнять её к 91 руб. Ставку акциза на жидкую сталь, по мнению металлургов, следовало установить на уровне 2,5%, если она выше $300 за тонну. Ситуация выглядит так, что «компромиссные» ставки выше, чем хотели промышленники, но ниже, чем изначально предполагалось.
После увеличения акцизов и ставок НДПИ производители стали в 2022 году могут доплатить в бюджет около 114 млрд рублей, чего и добивался Андрей Белоусов, говоря о «нахлобучивании» минувшим летом. Как будто ключевая идея здесь – небольшое пополнение бюджета, а не следование общемировой тенденции повышения налоговых ставок в промышленном секторе. Говорить о справедливости в налоговой системы, где доля валовых налогов (НДПИ и таможенных пошлин) в выручке нефтяного сектора достигает 40-60%, пока не приходится.
Что касается ретроспективного повышения налога на прибыль, свой протест против которого металлурги превратили в нечто вроде тарана против повышения ставок НДПИ, то этот вопрос вроде как и вовсе решено не поднимать до конца 2023 года. Больше всего повышение ставки по налогу на прибыль отразилось бы на «Норникеле» и «Северстали». В случае введения налога на прибыль компаниям, пришлось бы дополнительно платить ежегодно 400 млрд и 200 млрд рублей соответственно. В 2023 году об этом, наверное, уже никто и не вспомнит.
Итоги завершившегося «компромиссом» трёхлетнего противостояния вокруг сверхприбылей сырьевого сектора выглядят так, что промышленники защитили свои позиции и могут продолжить радовать акционеров высокими дивидендами.
Данияр Мешиев
По материалам: “Наша Версия”