Скромная помощь

Сколько будут стоить нерабочие дни и поможет ли бизнесу власть

Правительство представило президенту Владимиру Путину план поддержки бизнеса — ситуация с коронавирусом ухудшается, власти решили вернуть режим нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября. Пакет заявленной помощи скромный по сравнению с потенциальными убытками, крупного бизнеса он не касается, а эффективность поддержки малого бизнеса — вопрос открытый, считают эксперты.

Минус 60 млрд рублей оборота и более 34 млрд рублей госрасходов — это основные последствия режима нерабочих дней для бизнеса и государства, которые на совещании президента Владимира Путина и правительства 20 октября обозначил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Режим нерабочих дней из-за ухудшающейся ситуации с коронавирусом с 30 октября по 7 ноября вводится по всей стране (в некоторых регионах с наиболее сложной эпидобстановкой выходные могут начаться уже 23 октября, а закончится по усмотрению глав регионов), следует из указа, который подписал президент Владимир Путин. При этом компании продолжат выплачивать сотрудникам заработную плату.

Режим нерабочих дней — практика, которую впервые российские власти применили еще в 2020 году, в начале эпидемии коронавируса. И тогда, и сейчас этот режим означает, что основная нагрузка ляжет на бизнес, так как именно он будет вынужден выплачивать сотрудникам зарплаты, несмотря на возможный простой.

По словам Белоусова, основной удар, опираясь на предыдущий опыт, принимают сферы культуры, спорта, а также гостиничный бизнес, общепит, бытовые услуги. Кассовый оборот упадет а 25-30% в сутки. Таким образом, правительство посчитало, что потенциальный убыток бизнеса от двухнедельных каникул составит 60 млрд рублей.

Правительство представило Путину две меры поддержки для бизнеса. Пакет помощи скромный (Forbes сообщил о нем 19 октября). Первая мера — возобновление программы «ФОТ 3.0» — кредиты для бизнеса по ставке в 3%, с возможностью не обслуживать долг первые полгода. Эти условия будут действовать при условии сохранения на срок действия кредитного договора не менее 90% сотрудников. Сумма кредита — один МРОТ на сотрудника на 12 месяцев. Если компания начнет увольнять сотрудников сверх лимита, ставка вырастет до 10%. На «ФОТ 3.0», по словам Белоусова, выделят 7,7 млрд — 8 млрд рублей. Вторая мера — выплата грантов компаниями малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей в размере 1 МРОТ на сотрудника. На это, сказал Белоусов понадобится 27 млрд рублей.

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

В этот раз власти не стали предлагать адресные выплаты населению, сосредоточившись на решениях для бизнеса, хотя в прошлом году акцент был именно на поддержке незащищенных слоев населения. Это может быть связано с краткосрочностью вводимых ограничений, считает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. «Пока что предполагается, что ограничения временные. Крайне маловероятно, что за две недели начнутся массовые увольнения, все же тут и сам бизнес обязан удерживать сотрудников», — объясняет он.

Как эти меры скажутся на экономике и эффективны ли в спасении бизнеса?

Ограничения заставили экономистов начать сомневаться в том, как сильно повысит ЦБ на заседании 22 октября ставку, пишет Bloomberg. «С этим режимом нерабочих дней возникла новая неопределенность», — цитирует Bloomberg экономиста Олега Вьюгина. По его словам, раньше он считал, что ЦБ повысит ставку на 0,5 процентных пункта, а теперь не исключает, что регулятор пойдет на более скромное повышение — в 0,25 процентных пункта.

Расчеты EY показывают, что меры поддержки составят примерно 0,1% годового ВВП страны и могут компенсировать столько же процентных пунктов роста экономики, если окажутся эффективными, сказал Forbes управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев.

Но вопрос эффективности представленных мер открытый. Ранее источник Forbes в одном из профильных ведомств, которое участвовало в разработке мер поддержки для бизнеса, сказал, что в этом году на программу зарплатных кредитов выделили 7,8 млрд рублей, но бизнес лимит не выбрал, то есть использовал меньше денег, чем было выделено.

Для предприятий МСП прерывание на нерабочие дни означает недополучение выручки, которую предлагаемые выплаты «вряд ли компенсируют», считает партнер КПМГ в России и СНГ Алиса Мелконян. При этом, по ее словам, незащищенным остается крупный бизнес. Помимо бОльших расходов на нерабочие дни, прерывание производственных циклов и поставок, такое решение правительства может привести к росту затрат компаний на и так дорожающее сырье, предупредила она.

Программа льготного кредитования также вряд ли способна оказать существенную поддержку, поскольку не у всех компаний есть возможность брать заемные средства, сказала Forbes руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «В случае, если «каникулы» затянутся, есть угроза срыва платежей, так как компаниям будет нечем их возвращать», — считает Суслина. Более эффективными мерами могли бы стать кредитные каникулы, добавила она.

Мера поддержки в виде грантов выглядят скорее формально, поскольку помимо зарплат у бизнеса множество других расходов, добавила Суслина, «Бизнес — это не госсектор, где в основном одна проблема — оплата труда сотрудников. Хоть правительство не в силах компенсировать все затраты, стоит создавать условия, чтобы каких-либо компенсаций и не требовалось», — сказала она.

Гранты будут более значимы в городах с низкими доходами населения и, соответственно, небольшой выручкой у предпринимателей, а вот в городах с более высокой стоимостью жизни меры окажутся «недостаточно серьезными», сказал Forbes Ениколопов. «Малый бизнес в разных регионах поставлен в неравные условия. Будут перекосы», — предупредил он.

Мария Кокорева, Артур Арутюнов

По материалам: “Forbes”

Ранее

Более половины российских работодателей выступают против нерабочей недели

Далее

«Все уехали и не вернулись»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru