Идем на снижение

Размер НДС для российской туриндустрии поручено уменьшить

Поручение президента о снижении НДС для компаний, работающих в сфере туризма, правительство рассмотрит в течение октября. Как это решение скажется на бизнесе, рядовых гражданах и развитии внутреннего туризма, «Известия» разбирались совместно с экспертами.

Нынешняя ставка налога на добавленную стоимость составляет 20%. Президент РФ Владимир Путин предложил правительству проработать вопрос о ее снижении для туристической отрасли. С предложением снизить НДС к президенту обратились представители бизнеса, они обратили внимание на успешное развитие туризма в странах Юго-Восточной Азии и заявили, что аналогичная ставка там в два раза ниже российской.

Кроме понижения налоговой ставки, президент поручил рассмотреть, возможность увеличения максимума туристического кешбэка с 20 тыс. до 40 тыс. рублей при условии компенсации 20% расходов. По оценке бизнеса, россиянам вернули 6,15 млрд рублей, потраченных на отдых, что стимулировало отрасль к развитию.

Вопросов остается много

Проблема статистического, налогового учета в туристической отрасли стоит крайне остро, а президентское предложение направлено исключительно на внутренний рынок, говорит заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий.

— Стоит отметить, что услуги, по факту оказываемые за пределами территории России, объектом налогообложения в РФ не являются. Следовательно, обозначенная инициатива будет способствовать стимулированию роста внутреннего туризма.

Однако перед введением следует учесть риски.

— Необходимо четко просчитать объем выпадающих доходов бюджета, поскольку такая мера является дополнительной нагрузкой на бюджетную систему, — продолжает эксперт.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

По мнению Плисейцкого, кроме НДС, остаются и другие вопросы, которые требуют внимания и урегулирования.

— Немаловажно, на какие предприятия будет распространяться налоговая льгота. То есть коснется только гостиниц, туристических компаний, реализующих путевки, либо распространится и на услуги предприятий общественного питания, транспортных компаний, субъектов МСП, занимающихся в сфере производства и продажи сувенирной продукции и пр.

Спасти рядового туроператора

Оборот турагентств и туроператоров упал из-за COVID-19 не только в России, поэтому власти разных стран вынуждены поддерживать туроператоров, говорит генеральный директор УК «Универ Сбережения» Виктор Шахурин.

— В России доля этой индустрии в экспорте пока небольшая (3,7%), но власти поставили задачу ее увеличить, и без поддержки государства тут не обойтись. Я думаю, именно с этим связано поручение Владимира Путина правительству до 1 ноября этого года рассмотреть вопрос о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для организаций туристической отрасли.

По мнению аналитика, задача властей в среднесрочной перспективе увеличить долю туризма в экспорте до 6% вполне выполнима.

— Пандемия COVID-19 обнажила точки роста. В этих точках надо снизить налоговую нагрузку на отрасль и развивать инфраструктуру. К точкам роста для массового путешественника я бы отнес курорты Крыма, Краснодарского края и Алтая. Также интересны Калининградская область, Карелия, Дагестан — к этим локациям массовый турист проявляет интерес в последние два года.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Подоспели вовремя

Повышение ставки НДС с 18 до 20% в свое время больно ударило по всем отраслям отечественной экономики, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев.

— Это объяснимо: НДС — самый легко администрируемый и собираемый налог, приносящий государству огромные налоговые поступления. Но для бизнеса это был тяжелейший удар, ведь НДС в том или ином виде присутствует в цене любого товара и услуги.

Необходимость поддержки туристической отрасли, по мнению эксперта, обусловлена ее спецификой.

— Другие сегменты сферы услуг еще могли как-то выкручиваться, находя альтернативные варианты организации бизнес-процессов, переводя часть услуг в онлайн-формат, меняя структуру или даже направление деятельности. Но туризму попросту некуда было деваться — рынок начал стремительно сжиматься, потому что туристические услуги невозможно перевести в дистанционный онлайн-формат. По данным Ростуризма, в 2020 году оборот турбизнеса в стране рухнул на 60%, а суммарные потери составили порядка 2,1 трлн рублей. Сотни тысяч работников этой сферы потеряли работу, ушли на сокращенный режим работы и потеряли в доходах.

Снижение ставки НДС может серьезно помочь турбизнесу, полагает Коренев.

— Это ослабит фискальную нагрузку именно в тот момент, когда туркомпании более всего в этом нуждаются. Это позволит снизить расценки на туристические услуги, что сделает отдых более доступным для россиян. Это, в свою очередь, должно повлечь за собой увеличение объема предлагаемых услуг, рост выручки, быстрое восстановление масштабов деятельности и т. д. Так что не исключено, что данная мера явится в итоге тем самым спасательным кругом, который позволит остаться отрасли на плаву, особенно с учетом того, что спрос на туристические услуги со стороны россиян продолжает оставаться высоким, даже несмотря на пандемию, — заключает эксперт.

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Правильной дорогой

Снижение ставки НДС автоматически снижает стоимость туристического продукта, следовательно, повышается его доступность, резюмирует доктор экономических наук, депутат Государственной думы, профессор кафедры теории и систем отраслевого управления факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Николай Новичков.

— Таким образом, большее количество людей сможет купить путевки и съездить отдохнуть, что будет стимулировать приток новых ресурсов в данный сектор экономики и смежные отрасли. В долгосрочной перспективе это позитивно скажется на качестве жизни. Это однозначно движение в правильном направлении, — уверен эксперт.

Не только налоги

Снижение НДС — только одна из комплекса мер поддержки туристической отрасли, говорит профессор кафедры управления бизнес-процессами ИОМ РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь.

— При этом наибольший эффект для стимулирования продаж туров даст программа кешбэка, о которой говорит президент и которую предлагается ввести на периоды низкого спроса. Программа послужит дополнительным стимулом для путешествий внутри страны и привлечет больше граждан в сферу внутреннего туризма, — считает она. — Отмечу еще один существенный фактор для развития туристической отрасли — это субсидирование авиаперевозок, в том числе в отношении семей с детьми.

Перечисленные меры государственной поддержки помогут сохранить отрасль, на которой очень сильно отразились последствия пандемии, заключает эксперт.

С Галиной Дехтярь соглашается управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— По задумке, льготное налогообложение должно освободить ресурсы для развития бизнеса. Но скорее всего, это просто снизит нагрузку, на которую компании и так брали кредиты, чтобы не закрыться, — говорит она.

Эксперт считает важным детальную проработку мер поддержки.

— Смысл в том, чтобы охватить льготами для бизнеса и кэшбеком для граждан как можно больше людей, — поясняет Косарева. —Нужно заинтересовать путешествовать по России, предоставив и отели с детскими зонами для семей с детьми, и сельский туризм для тех, кто соскучился по деревенской экзотике, и экотуризм для рыбаков и пеших туристов.

Еще одним фактором для развития туризма и поддержания отрасли на плаву аналитик считает повышение качества сервиса.

— Никакой кешбэк не заставит приехать в место, о котором в Сети плохая слава. К хорошему сервису, отелям, услугам россиян нужно приучать, и государство обратило внимание на проблемы отрасли, прислушивается к запросам бизнеса, анонсирует меры поддержки. Это, безусловно, позитивный момент, — резюмирует Косарева.

Софья Смирнова

По материалам: “Известия”

Ранее

Без QR-кода не заселять

Далее

Ошибка без цены

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru