“Всего за принятие закона проголосовали 420 парламентариев, один воздержался, семеро выступили против”
Депутаты Госдумы VIII созыва уже поделили начальственные портфели в комитетах и приступили к работе. Но, несмотря на множество новых лиц в здании на Моховой, прозвище «взбесившийся принтер», которое получил ещё позапрошлый созыв нижней палаты парламента, не забывается. Считается, что новая Дума так же подконтрольна властям, как и почти все предыдущие. Однако, как показало исследование «Октагона», голосование по разнарядке сверху вовсе не гарантирует успех дальнейшей карьеры депутатов. В новом составе парламента осталась только треть голосовавших, например, за «закон Димы Яковлева», получивший название «закон подлецов».
Прозвище «взбесившийся принтер», авторство которого приписывают нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову, VI созыв Государственной думы получил за принятие беспрецедентного количества законов, направленных на закручивание гаек. Причём голосование проходило, как правило, без сколько-нибудь существенного обсуждения и подавляющее большинство голосовало за. Многие депутаты, почувствовав карательную направленность законотворчества, пытались пиариться, предлагая всё новые и новые нелепые законопроекты: кто-то хотел запретить кружевные трусы (вредны для здоровья), кто-то – сторублёвые купюры (там изображён голый мужчина!).
Но значительно страшнее оказались те поправки, которые в итоге были приняты.
Например, «закон Лугового», положивший начало массовому блокированию сайтов, «закон о блогерах», который предписывал всем популярным в интернете персонам встать на специальный учёт (сейчас отменён), или запрет так называемой ЛГБТ-пропаганды. Но самым резонансным документом времён VI созыва стал закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известный под неофициальными названиями «закон Димы Яковлева» и «закон подлецов».
Радуга неудачи
Поправки, изначально внесённые Екатериной Лаховой («Единая Россия») и Еленой Афанасьевой (ЛДПР), запрещают усыновление российских сирот гражданами США и других стран, вводящих санкции против РФ. Предполагалось, что это будет наш ответ на американский «закон Магнитского», который ввёл ограничения для ряда российских должностных лиц. В итоге многие дети (как правило, с тяжёлыми заболеваниями, от которых отказались усыновители в нашей стране) остались без шансов на семью. Закон был принят, но нельзя сказать, что карьера его авторов пошла вверх: госпожа Афанасьева уже через год после принятия поправок была сослана на почётную пенсию в Совет Федерации, а Лахова, хотя и просидела в здании на Моховой ещё один созыв, в текущий состав Госдумы не попала. Похоже, последней каплей стало её выступление на встрече с Владимиром Путиным, когда она предположила, что реклама мороженого «Радуга» может содержать в себе скрытую пропаганду ЛГБТ.
«Да, пропаганды у нас не должно быть, но у нас сегодня рекламные щиты, например, вывешивают радужные, красивые эти цвета. Вроде это незаметно, с красивыми словами, или рекламируют мороженое, которое тоже называют “Радугой”, потребляйте это мороженое и так далее. Поэтому это косвенно, но всё-таки заставляет привыкать наших детей к тому цвету, к тому флагу, который вывешивался на данном посольстве», – заявляла она.
Хотя сам Путин тогда и согласился, что вопрос «пропаганды нетрадиционных для нас ценностей» нуждается в «контроле», при составлении избирательного списка «Единой России» партийные боссы решили забыть о давних заслугах своей соратницы.
Не вечны князи – вечна грязь…
Не слишком повезло и другим депутатам того созыва. Всего за принятие закона проголосовали 420 парламентариев, один воздержался, семеро выступили против. Закон так страстно хотели принять, что за него проголосовал даже покойный депутат от «Единой России» Вячеслав Осипов (позже выяснилось, что карточкой парламентария воспользовались после его смерти). Оставшиеся 22 человека выбрали самый простой способ сохранить лицо – «ни нашим, ни вашим». Они просто не стали принимать участие в этом голосовании.
Несмотря на явное соглашательство с мнением власти при голосовании, особой благодарности выступившие за «закон подлецов» не дождались: меньше половины из них попали в следующий состав Думы, а в текущем созыве их осталось всего 30 процентов – 138 человек. Впрочем, среди депутатов есть один, который не побоялся проголосовать против, но при этом всё ещё сохраняет мандат. Это представитель КПРФ Олег Смолин. Не исключено, что его кандидатура для партийных бонз неприкосновенна – всё-таки он единственный в Госдуме депутат-инвалид, вице-президент Всероссийского общества слепых и к тому же доктор наук, академик Российской академии образования.
Если это так, то становится очень грустно: получается, что в России безнаказанно иметь своё мнение и наглость его отстаивать могут только инвалиды. Другим протестовавшим не позавидуешь.
Трое (Дмитрий Гудков, Илья Пономарёв и Сергей Петров) были вынуждены эмигрировать из-за уголовного преследования; последний объявлен в международный розыск. Ещё двое выступивших против (Жорес Алфёров и Борис Резник) не дожили до VIII созыва из-за тяжёлых болезней. Вряд ли это как-то связано с тем голосованием, однако тенденция вырисовывается тревожная.
Конечно, есть и исключения. Например, проголосовавший за принятие «закона подлецов» депутат Сергей Фургал вскоре был назначен губернатором Хабаровского края. И даже получил серьёзную поддержку со стороны местных жителей. Отличная, казалось бы, карьера. Однако в итоге карма всё равно его настигла: сейчас он находится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в организации убийств ряда предпринимателей (сам экс-губернатор настаивает на своей невиновности). На посту главы региона Фургала сменил другой депутат, также голосовавший за, – Михаил Дегтярёв.
Тамара Карамазова
По материалам: “Октагон”