Американские эксперты скептически, а некоторые – с нескрываемой критикой восприняли ребрендинг компании Facebook, которая с четверга называется Meta. По мнению специалистов, руководство компании во главе с Марком Цукербергом не спешит исправлять допущенные в прошлом ошибки, рискуя лишиться доверия пользователей, а также чересчур уповает на отработанные технологии в стремлении предугадать пути развития интернета.
В погоне за лидерством
По словам предпринимателя и эксперта в области технологий Ризвана Вирка, концепция “метавселенной”, на которую опирается руководство Facebook, становится популярной среди крупных компаний, работающих в Кремниевой долине. Стремление к ребрендингу он объясняет попыткой Facebook заблаговременно обеспечить себе лидирующие позиции в эпоху “интернета нового поколения”.
“Некоторые могут подумать, что увлечение Цукерберга концепцией метавселенной это лишь попытка отлечь внимание от плохих новостей, окружающих Facebook в последнее время”, – цитирует Вирка телекомпания NBC. В действительности, по словам эксперта, ситуация обстоит не совсем так, поскольку “Цукерберг начал говорить об этой идее еще с момента покупки первого производителя очков виртуальной реальности Oculus” в 2014 году.
Эксперт при этом подчеркивает, что Facebook на данной стадии делает, возможно, слишком большую ставку на то, что доступ к “метавселенной” будет осуществляться посредством очков виртуальной реальности. По его мнению, учитывая темпы развития технологий, компаниям сейчас крайне трудно предугадать пути развития “нового интернета” на годы вперед. Facebook, а ныне – Meta рискует, таким образом, оказаться за бортом, считает Вирк.
Косметические изменения
Некоторые эксперты отмечают, что если ребрендинг Facebook и не является прямой попыткой отвлечь внимание от окружающих компанию неурядиц, то ее руководство в погоне за сменой этикетки забывает о необходимости структурных обновлений. “Вне зависимости от того, как [компанию] называет сам Цукерберг, она все равно будет оставаться корпорацией имени Цукерберга до тех пор, пока он не сложит с себя хотя бы часть полномочий и не организует функциональное руководство”, – приводит газета The New York Times мнение профессора Университета Сиракьюс (штат Нью-Йорк) Дженнифер Грайджил.
Большинство же специалистов не скрывают того, что смена названия Facebook, по их мнению, более всего смахивает на попытку откреститься от прошлого компании, которая в последнее время подвергается критике. “Facebook – мировая социальная платформа, и ее обвиняют в причинении вреда людям и обществу. Невозможно положить конец социальной сети одной лишь сменой названия и разговорами о будущей метавселенной”, – приводит агентство Associated Press слова специалиста по маркетингу Лауры Райс.
“Функционеры Facebook не оправдали доверия к своим продуктам в реальном мире, поэтому не до конца понятно, как мы можем доверять им в мире виртуальном”, – считает профессор Университета Нотр-Дам (штат Индиана) Кирстен Мартин. “Смена названия Facebook на Meta служит решению тех же проблем, которые были решены введением термина “расширенный метод допроса” вместо слова “пытки”, – пишет в Twitter ученый, эксперт в Джорджтаунском университете (Вашингтон) Мэтт Блейз, напоминая о терминологии, применявшейся в американской тюрьме Гуантанамо.
Ребрендинг на фоне проблем
Цукерберг в четверг заявил, что основанная им компания меняет название – теперь она станет Meta, так как делает ставку на развитие собственной “метавселенной”, которая будет объединять целый спектр не только программ, но и устройств дополненной реальности. Это, как считает основатель Facebook, ознаменует новый этап в развитии интернета, ключевой особенностью которого станет “ощущение присутствия”.
По словам главы компании, речь идет о создании виртуального мира, где пользователи обзаведутся своими индивидуальными анимированными отражениями – аватарами. Частью этой программы станут очки дополненной реальности, новые голосовые интерфейсы, системы управления жестами, технологии умного управления окружающими пользователя гаджетами и прочее.
Ребрендинг Facebook происходит на фоне ряда скандалов, в которые оказалась втянута в последнее время компания. В сентябре газета The Wall Street Journal начала публикацию серии статей о вредоносных практиках в работе компании и принадлежащих ей сервисов. Источником материала для статей стали внутренние документы, переданные журналисту газеты бывшей сотрудницей Facebook Фрэнсис Хауген. Позднее с разоблачительными материалами выступил уже целый консорциум американских изданий.
Проблемы Facebook вызваны также падением интереса к ее продуктам среди молодежи. Кроме того, критика в адрес компании звучит после масштабного сбоя в работе систем Facebook, приведшего в начале октября к длительной приостановке работы Facebook, Instagram и WhatsApp.
По информации: “ТАСС”