От введения продуктовых карточек выиграют аграрные олигархи и близкие к ним чиновники
В стране продолжается рост цен на продукты. В связи с этим в правительстве в очередной раз заговорили о запуске госпрограммы по поддержке малоимущих. Только вот дойдут ли деньги до нуждающихся, большой вопрос. Ведь до сих пор все подобные программы поддержки так или иначе перенаправляли финансовые потоки в карманы олигархов. И рассчитывать на то, что в этот раз выйдет по-другому, к сожалению, не приходится.
Столь стремительный рост цен на продукты последний раз можно было видеть разве что в пресловутые 90-е. Сегодня ситуация отличается не сильно. Аналитик Александр Абрамов из РАНХиГС подсчитал: в октябре цены в трёх столичных сетевых магазинах на 12 базовых продуктов выросли на 19,5% по сравнению с октябрём 2020 года. «Итог шокирующий. Рекорд за всё время наблюдений с сентября 2016 года, – написал он. – Подорожали морковь, шоколад, курица, селёдка, масло подсолнечное, сок».
При этом быстрее всего цены растут вовсе не на импортные продукты. Как отмечает Александр Абрамов, в октябре цены на фрукты, которые Россия в основном импортирует, выросли всего на 4% по сравнению с октябрём прошлого года. Зато рост на овощи, большинство из которых как раз отечественного происхождения, составил 50%. Также растут цены на подсолнечное масло, которое Россия не только в изобилии производит сама, но и активно поставляет на экспорт. Выходит, причина роста цен не в колебаниях курса рубля (который уже почти семь лет остаётся примерно одинаковым) и не в несработавшей политике импортозамещения? Скорее дело в жадности производителей продуктов. Прежде всего крупных холдингов, зачастую сконцентрировавших в своих руках не только производство и переработку, но и сбыт. И вот теперь они, похоже, нацелились получить ещё и бюджетные деньги под маркой помощи малоимущим россиянам.
Карточки для богатых
Сейчас в правительстве предлагают бороться с подорожанием продуктов с двух фронтов – запустив программы продовольственной помощи для малоимущих и поддерживая аграриев-производителей. Разговоры о возможном введении продуктовых карточек (или похожих мерах поддержки) для социально незащищённых групп населения ведутся как минимум последние 15 лет, однако до практической реализации данного предложения дело пока так и не дошло. Да и помогут ли они? Ведь если разобраться, то продуктовые карточки лишь с очень большой натяжкой можно назвать по-настоящему действенным способом помощи гражданам. Да, для многих бесплатные пачка гречки, 5 кило картошки и бутылка масла сегодня покажутся манной небесной. Хотя намного лучше, когда государство развивает экономику, чтобы граждане могли купить себе всё это сами, а сверху ещё и лососины с икрой, не завися от благотворительных подачек.
Потому, если разобраться, то гораздо больше от введения карточек выигрывают крупные сельхозпроизводители. Ведь благодаря госзаказу они получают для себя гарантированный рынок сбыта. В 2015 году эксперты оценивали возможный бюджет такой программы в 240 млрд рублей. Сегодня он наверняка окажется ещё жирнее. Возникают большие сомнения, что деньги получат именно те, кто сможет сделать лучшее предложение по цене и качеству. В общем, поле для коррупции открывается здесь широкое.
Другой вопрос, нуждаются ли в господдержке крупные АПК-холдинги и продуктовый ретейл, успевший за последние два года обогатиться на продаже продуктов? Последние 15 лет аграрии и без того получали весьма щедрые вливания от правительства. Так, общий объём бюджетного финансирования программы по развитию сельского хозяйства за 2008–2020 годы составил порядка 3 трлн рублей! Например, по данным Минсельхоза, в 2019 году на реализацию программы было выделено 318 млрд рублей, при этом 98% из них освоили. Этих денег вполне могло бы хватить на то, чтобы компенсировать производителям растущие издержки и не допустить роста цен.
Летом прошлого года Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на принципы распределения субсидий в АПК. «На федеральном уровне установлены общие правила, которые дают возможность субъектам в дальнейшем принимать свои порядки распределения субсидий в регионе. И вот эти порядки не всегда понятны и прозрачны, – заявил тогда замруководителя ФАС Павел Заборщиков, который позже был снят со своей должности. – Бесконтрольное и непрозрачное распределение субсидий – это достаточно серьёзный коррупционный фактор».
И хотя механизм распределения субсидий не понятен даже антимонопольной службе, некая закономерность всё же прослеживается. Непременными получателями госвливаний из года в год оказываются агрохолдинги, входящие в десятку крупнейших компаний АПК. Среди них, например, ГК «Русагро», ГК «Содружество», ГК «Черкизово», агрохолдинг «Мираторг». Не стоит забывать и про Агрокомплекс им. Ткачёва, который достиг гигантских масштабов как раз тогда, когда Александр Ткачёв занимал пост главы Минсельхоза.
Примечательно, что названия этих компаний почему-то никогда не звучат в правительстве при обсуждениях мер по сдерживанию роста цен. Более того, в кабмине почему-то ни разу не поинтересовались, почему миллиардные бюджетные вливания никак не повлияли на продуктовую инфляцию. Не потому ли, что почти за каждой крупной компанией стоят интересанты из высоких кабинетов?
«Бедные» аграрии
Примечательно, что большинство сельхозолигархов уже успели засветиться в скандалах, связанных с ростом цен или необоснованным получением господдержки.
Так, в прошлом году именно холдинг «Русагро» обвинили в завышении оптовых цен на сахар на 78%. Весной этого года один из владельцев холдинга, Вадим Мошкович, сетовал, что из-за возможного решения правительства по введению плавающих экспортных пошлин на подсолнечное масло его компании могут грозить убытки. И это при том, что одно из подразделений холдинга – АО «Группа «Русагро» – попало в список системообразующих предприятий, которым полагалась господдержка в период пандемии. Интересно заметить, что, по данным СМИ, указанная компания за 10 лет своего существования принесла прибыль только в 2014 и 2019 годах. Зато совет директоров головной компании «Русагро» по итогам 2020 года рекомендовал утвердить дивиденды в размере 139,9 млн долларов, что составляет более половины чистой прибыли компании. «Вся история бизнеса Мошковича – это агрессивная экспансия на всех направлениях. Этой стратегии соответствовали и дружеские связи аграрного олигарха. Вначале это были коллеги по импорту водки в страну, затем «банкиры» из группы Сергея Кириленко, с которым Мошкович подружился ещё в 1990-е годы», – писали СМИ. Также, если верить публикациям, у Вадима Мошковича могут иметься отношения с главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым и спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
Ещё один завсегдатай верхних строчек рейтинга получателей щедрой господдержки – агрохолдинг «Мираторг». По итогам 2019 года компания получила 1,1 млрд рублей от государства. Для «Мираторга» – сущие «копейки»: годом ранее бюджет был почти в 2 раза щедрее к этой компании. По слухам, бенефициары «Мираторга» братья Линники могут быть связаны с супругой экс-премьера Дмитрия Медведева. Официально пресс-служба правительства эти данные опровергала ещё в мае 2019 года.
Обласкан господдержкой и ещё один крупный агрохолдинг – «Содружество», контролируемый миллиардером Александром Луценко. В прошлом году компания получила от государства право аренды на 10 лет участка земли в Ленинградской области для строительства зернового терминала. А ещё структуры «Содружества» являются одними из лидеров рынка экспорта подсолнечника, рапса и сои. Примечательно, что, когда в 2020 году правительство ввело запрет на экспорт этих продуктов, единственным, кто продолжил торговлю, оказался Александр Луценко. По информации некоторых СМИ, разрешение на то, чтобы суда «Содружества» выпускали из портов, давала лично замминистра сельского хозяйства Оксана Лут.
На этом фоне в правительстве, конечно, ещё долго могут рассуждать о макроэкономических факторах, разогнавших инфляцию. Однако рецепт сдерживания роста цен на продукты, похоже, звучит просто: достаточно лишь обуздать аппетиты олигархов. Тогда, глядишь, и никаких продуктовых карточек не понадобится.
Кира Ремнёва
По материалам: “Наша Версия”