Ученые из РФ планируют возобновить в 2022 году исследования Арктики на дрейфующей станции

Российская наука после почти десятилетнего перерыва возобновит исследования арктических морей с помощью дрейфующих станций. Уже в сентябре 2022 года на судне “Академик Трешников” может стартовать экспедиция, участники которой реализуют десятки, в том числе уникальных, научных проектов, планы которых обсудили на форуме “Арктика: настоящее и будущее”.

Традиционно дрейфующая станция это научно-исследовательская площадка, размещенная на дрейфующих льдах в Северном Ледовитом океане. В Советском Союзе, а следом и в России они носили название “Северный полюс”. Здесь проводился комплекс исследований в самых различных научных областях. Первая в мире дрейфующая станции СП-1 была запущена в 1937 году, последняя, круглогодичная, СП-40 была эвакуирована в 2013 году. Также в 2015 году некоторое время работала сезонная СП-2015.

“Надеемся, что это (экспедиция) будет сентябрь будущего года. Вмораживаться будет научно-экспедиционное судно “Академик Трешников”<…>. Оно замечательно много чем, в том числе тем, что очень хорошо оборудовано”, – рассказал директор представительства Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) в Москве Юрий Сычев.

В рамках СП-2022 возле вмерзшего в лед судна будет разбит ледовый лагерь, созданы взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка. В ходе экспедиции планируется ротация экипажа и научного состава, а при необходимости, доставка дополнительного оборудования и припасов.

Научная программа СП-2022 была разработана экспертным советом под руководством президента Ассоциации полярников, специального представителя президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова. Она состоит из девяти основных направлений. В том числе атмосферных, биологических, гидроакустических, медико-биологических исследований, исследований космической погоды, материаловедения и судостроения.

Уникальные исследования

“Атмосферная программа данной экспедиции является до некоторой степени уникальной и отличается в лучшую сторону от атмосферной программы MOSAiC (европейской экспедиции)”, – подчеркнул главный научный сотрудник Московского государственного технологического университета “Станкин” Алексей Надыкто.

По его словам, наряду с различными исследованиями в программе имеется широкий аспект исследований, которые до последнего времени не проводились в арктических условиях. Это в первую очередь исследования аэрозолей, их физико-химического состава, арктических свойств и микробиологических характеристик. Такие исследования в основном проводились на стационарных полярных станциях и весьма в ограниченных объемах.

“Проведение данной экспедиции позволит использовать имеющееся судно и имеющиеся ресурсы в качестве платформы для проведения практических тестов современных отечественных технологий”, – заявил Надыкто.

Как отметил заместитель директора Института физики Земли Российской академии наук (ИФЗ РАН) Алексей Собисевич, территории, над которыми будет проходить дрейф, в геологическом плане изучены слабо. Одна из них Хребет Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Ведущий научный сотрудник Государственного океанографического института Сергей Тамбиев добавил, что в дрейфе планируется два раза пересечь хребет Гаккеля, в его восточной и западной частях. И если западная часть ранее изучалась, то восточная часть практически не исследована.

Он отметил, что предстоят и экологические исследования. В том числе и сравнительно новая проблема для Арктики – загрязнения пластиком и микропластиком.

Согласно информации заместителя генерального директора Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками Игоря Бобровницкого, одним из объектов исследования станут сами участники экспедиции. “Планируется, что во время дрейфа для оптимизации процессов адаптации в рационах питания будут использованы так называемые специализированные пищевые продукты, содержащие все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы”, – уточнил он

Возвращение во льды

Идею научных исследований на борту дрейфующего вмерзшего в лед судна высказывал более ста лет назад известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. Она легла в основу его экспедиции на “Фраме”. В Советском Союзе пошли по пути разбивки научного лагеря на льдине. Так СП-1, возглавляемая советским полярником Иваном Папаниным, была размещена на льдине с размерами три на пять километров.

По словам Сычева, в 2013 году СП-40 была эвакуирована в связи с критической угрозой самой станции и жизни людей. “Стало понятно, что традиционные папанинские станции с размещением людей на дрейфующем льду являются высоко рискованными, потому что в силу климатических изменений лед перестал быть надежной платформой”, – подчеркнул он.

Сычев отметил, что после прекращения практики использования дрейфующих станций “лишились потока данных” из Центрального Арктического бассейна. Это особенно актуально в условиях серьезных климатических изменений.

В наше время идея создания дрейфующей станции на вмороженном в лед судне практически одновременно возникла в России и ЕС. Европейцы уже осуществили полярную экспедицию MOSAiC. В России старту международной дрейфующей станции “Северный полюс” в 2020 году помешал ковид.

По информации: “ТАСС”

Ранее

В Красноярском крае у жителя Ачинска изъяли более 3 тыс. литров спирта

Далее

В США раскрыли "саботаж" Украины в ситуации с Крымом

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru