По словам директора Центра им. Гамалеи, «живой вакциной» может стать удачно перенесенное заражение любым штаммом коронавируса, однако последствия болезни никто не сможет предсказать
Заражение любым штаммом коронавируса и перенесенная болезнь могут стать «живой вакциной» для человека, однако последствия такой «вакцинации» опасны, поскольку непредсказуемы, заявил глава Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург, его цитирует ТАСС.
«Живой вакциной не только «омикрон» может быть, но и все штаммы, которые циркулируют, — пояснил Гинцбург. — Если человек перенес заболевание «на ногах», то, считайте, это «живая вакцина». Но никто не скажет, какие будут последствия такой «вакцинации», в отличие от вакцинации «Спутником», безопасность которого давно доказана. Потому что осложнения от «живой вакцины» бывают разные, вплоть до летальных исходов».
О том, что омикрон-штамм может стать «живой вакциной» от коронавируса из-за его более высокой заразности, но сниженной патогенности, говорилось еще в декабре. «<…> может быть, природа создала «живую вакцину» против коронавируса. То есть те люди, которые переболеют и перенесут этот штамм коронавируса, станут устойчивыми к болезнетворным вариантам», — предполагал вирусолог, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта Петр Чумаков.
Иммунолог, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова Михаил Костинов допустил, что у привитого человека, заразившегося «омикроном», может сформироваться более сильный иммунитет. Однако для непривитых людей этот штамм может быть опасен, по его мнению, так как неизвестна реакция организма на новую инфекцию.
Руководитель лаборатории особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины Александр Чепурнов в свою очередь обращал внимание на то, что «омикрон» малоизучен, а в «живую вакцину», считает он, нужно превращать мутацию, давно циркулирующую в популяции.
Президент Владимир Путин, комментируя сообщения о том, что омикрон-штамм может выступить в качестве «живой вакцины», призвал не «забегать вперед». Он также отметил, что страхи из-за распространения «омикрона» оказались преждевременными, однако при оценке ситуации нужно учитывать события предшествующих полутора лет.
Мария Лисицына
По материалам: “РБК”