Нецелевые закупки чиновников становятся все причудливее и изобретательнее.
Госзакупки оказались благодатной сферой не только для возмущения, но и для откровенного сарказма. И в то время, как в высших эшелонах нагло пилят миллиарды, в глубинках чиновники пишут скромные запросы на распил под пару тысяч, зато с какой фантазией!
«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) даже создал топ-лист самых нелепых запросов закупок последнего времени. К примеру, псковская больница устроила полноценный тендер для поиска поставщика 3 кг изюма. Барнаульским чиновникам оказался необходим катафалк повышенной вместительности, обязательно оборудованный магнитолой и мощными динамиками. И если эти закупки – не что иное, как забавное следствие некомпетентности госслужащих, то большинство таких же странных запросов представляют собой наглядную иллюстрацию того, как чиновники привыкли жить на широкую ногу за счет гос.казны. Например, дагестанской администрации потребовался ковер ручной работы за 121,6 тыс. рублей – как, мол, коллективное фото коллегам из других регионов без ковра посылать? Засмеют ведь. А ФСИН Кировской области, заботясь о хрупких плечах сотрудников, на которые легло тяжелое бремя кары и наказания, затребовал релаксационное кресло, делающие массаж шиацу, за 136 тыс. рублей. Слуги народа иногда так веселят наблюдателей, что «Народный фронт» решил регулярно публиковать отчеты о наиболее странных и бессмысленных требованиях госслужащих, сопровождая бредовые попытки попилить бюджет сатирическими комиксом. Наблюдатели считают, что бороться с коррупцией нужно с юмором. «Этот проект не искоренит коррупцию в этой сфере, но по крайней мере поможет бороться с лобовым транжирством, изменит атмосферу, так что чиновникам уже будет просто неприлично выставлять в открытом доступе идиотские траты вроде служебной машины за 9 млн рублей», — говорит член центрального штаба ОНФ, председатель комиссии Общественной палаты по экономическому развитию Валерий Фадеев.
Главное, чтобы стеб не выходил за рамки здравого смысла. Ведь обязанности гос.компаний проводить тендеры касаются и совсем маленьких провинциальных контор, которые вынуждены устраивать аукционы на закупки, цена которых по московским меркам, действительно смешна. «ОНФ — это структура, поддержанная президентом, поэтому я думаю, что даже на шутливую критику чиновники должны реагировать достаточно оперативно, — считает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Но за такой формой должно быть содержание. Иначе это смех сквозь слезы. Чаще всего бюджет районной больницы чудовищно мал, а отчитываться им нужно за каждую копейку. И для них 3 кг изюма или коробка бинтов — это гигантская покупка.
Однако доска позора, которую активисты движения «За честные закупки» тиражируют по всему интернету, дает свои плоды. За первые четыре месяца работы спецпроект получил порядка 300 обращений с указаниями на нарушения общей суммой свыше 50 млрд рублей. Эксперты «Фронта» оценили 265 закупок как сомнительные. И некоторые под давлением ОНФ были даже отменены. Например, в Сахалинской области не состоялась покупка автомобиля Mercedes-Benz S500 стоимостью более 8 млн рублей, который чиновники пытались прописать как служебный автомобиль, мотивируя тем, что мерс – это эже почти Лада-Калина, только чуть получше. Отменили заведомо лоббистский тендер Федерального агентства по поставкам вооружения на 5 млн рублей на покупку американского стрелкового оружия для подразделений спецназа без возможности поставки российских аналогов. Сейчас ОНФ борется с самой затратной статьей энергетических компаний – VIP-услугами. Огромны деньги, проходящие по статье «обслуживание сотрудников компаний» уходили на люксовое обслуживание в аэропортах, встречи и обслуживание VIP-класса и прочие барские замашки топ-менеджмента. Жалко только, что ОНФ громко предотвращает исключительно закупку мерседеса и массажных кресел. Как показала недавняя проверка Счетной палаты, за 2013 год было совершено нарушений при расходовании средств бюджета, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 722,9 млрд. При этом вскрыты нарушения бюджетного законодательства на сумму 348,2 млрд, а законодательства о госзакупках — на сумму 233,3 млрд. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил почти 4 млрд рублей. В основном нарушения касаются неправомерного расходования средств, направленных на обеспечение деятельности сотрудников учреждений, оплаты невыполненных работ. И это уже не смешно, какими бы карикатурами подобный отчет активисты не дополняли.
Таисия ИЛЬИНА