Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова окончательно отказалась от планов производства «ё-мобиля». Об этом сегодня сообщило издание «Ъ». За абсолютно символическую сумму в один евро конструкторскую документацию и ноу-хау получил базирующийся в Северной столице научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ. В планах ОНЭКСИМ также продажа цеха в Санкт-Петербурге.
Решение свернуть данный амбициозный проект отечественного гибрида, которым до недавних пор занималась компания «Ё-инжиниринг», в ОНЭКСИМ объяснили дороговизной оборудования и спадом спроса на авторынке. Так, директор по инвестициям ОНЭКСИМ Валерий Сенько отмечает, что «конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике в настоящее время существенно изменились, а ослабление позиций рубля резко увеличило стоимость производства», так как большую часть оборудования компания намеревалась закупать за рубежом.
По словам Сенько, уже с 2010 года бюджет «ё-мобиля» существенно изменился и составил 450 миллионов евро, и это при том, что на исследования уже было потрачено «несколько сотен миллионов евро». На фоне резкого снижения спроса возникли вопросы к экономической целесообразности проекта, после чего все наработки, кроме бренда «ё», решили передать государству.
Сенько также рассказал, что, несмотря на поступавшие от зарубежных партнеров многочисленные предложения о покупке «ё-технологий», руководством ОНЭКСИМ было принято принципиальное решение «оставить их в России».
3 апреля был подписан договор о передаче прав на конструкторские разработки между ОНЭКСИМ и НАМИ. Государство пока не определилось, в каком именно проекте может быть использована платформа «ё-мобиля», но заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов уже заявил, что передача технологий была воспринята с благодарностью.
По мнению знакомых с ситуацией источников, НАМИ стал наиболее «очевидным государственным партнером», поскольку именно этот санкт-петербургский институт до последнего времени занимался технико-технологической экспертизой «ё-мобиля».
Напомним, оригинальный проект создания «ё-мобиля» Прохоров анонсировал в 2010 году. Данная идея бизнесмена быстро обрела популярность, а компания-производитель собрала более 200 тысяч предзаказов. Предполагалось, что начальный объем производства ё-машин составит 20 тысяч в год, а их цена не будет превышать 350-500 тысяч рублей. В 2011 году состоялось подписание соглашения о строительстве завода в Петербурге, на котором уже с 2012 года должен был начаться выпуск ё-машин.
Но однако запуск производства ё-мобиля неоднократно откладывался, после чего в руководстве компании сообщили, что реализация проекта переносится на неопределенный срок. Также отмечалось, что в связи со значительным удорожанием оборудования потенциальная цена «ё-мобиля» могла взлететь до 1 млн рублей, что делало амбициозный проект нерентабельным.
Служба информации «НВ»