Конституционный суд России признал соответствующим Конституции закон об НКО – иностранных агентах. КС также уточнил порядок применения норм закона.
Любые попытки обнаружить в словосочетании “иностранный агент” отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований, отмечает КС. Признание конкретных НКО выполняющими функции иностранного агента не означает, что от этих организаций исходит угроза государственным и общественным институтам. Таким образом, оспариваемые нормы не предполагают негативной оценки той или иной организации со стороны государства, также не преследуется цель дискредитации ее деятельности.
“Для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента”, – говорится в материалах суда, передает Интерфакс.
Законодательное выделение НКО – иноагентов согласуется с обеспечением конституционно значимых публичных интересов, а также защитой государственного суверенитета, т. к. НКО затрагивает права и свободы всех граждан, но при этом получает средства от иностранных спонсоров, которые могут использовать организацию в своих интересах, подчеркнул КС.
“Исходя из этого, оспариваемые нормы законодательства о некоммерческих организациях не противоречат Конституции России”, – заключил суд.
Данные нормы не предполагают вмешательства государства в работу НКО, устанавливают уведомительных порядок формирования реестра НКО и не препятствуют их финансированию из зарубежных источников.
Оспариваемая норма КоАП, добавил КС РФ, также не противоречит основному закону страны: она не имеет обратной силы и предусматривает ответственность, только если организация не направила в установленном порядке заявление о включении в реестр иноагентов.
“Однако предусмотренный ею размер штрафов для физических и юридических лиц противоречит Конституции, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела”, – отметил суд.
Служба информации «НВ»