Как воруют устройства для добычи криптовалют
В Красноярске правоохранители раскрыли многомиллионную кражу оборудования для майнинга. Пострадавший сообщил о хищении 14 аппаратов, стоимость которых составила почти 14,5 млн рублей. Подобные инциденты в том или ином масштабе встречаются по всей России. Кустарно разведенные фермы, спрятанные в гаражах или пристройках, становятся легкой добычей для грабителей. С учетом роста курса валюты и общемировых проблем с логистикой перепродать краденое или разобрать его на детали как никогда выгодно. Подробнее — в материале «Известий».
Размах грабежа
Чаще всего новости о краже устройств для добычи криптовалют приходят из Иркутской области. Регион не зря прозвали столицей майнинга. Из-за самых низких в стране тарифов на электроэнергию криптовалюту здесь добывают в подвалах, курятниках и даже обменивают земельные участки на микросхемы.
Криптокражи в области производят чуть ли не каждый день. В 2021 году полиция Приангарья возбудила 344 уголовных дела по фактам краж аппаратов для майнинга, общий ущерб составил 160 млн рублей. За январь 2022-го совершено уже 51 подобное преступление. Об этом на пресс-конференции сообщил начальник управления уголовного розыска регионального ГУ МВД России Андрей Жбанов.
По его словам, среди инцидентов есть как ситуативные, так и спланированные; в регионе появились целые группы, занимающиеся похищением вычислительной техники. Такие преступники имеют сложное оборудование (в том числе для глушения сигнала); в одном из случаев применялись самодельные шипы, чтобы остановить машины охраны.
Методы злоумышленников действительно бывают изощренными. Так, житель Вуктыла (республика Коми) воспользовался отсутствием приятеля-майнера, с помощью углошлифовальной машинки спилил входную дверь в его квартиру и установил новую. Для частных домов и пристроек применяются более примитивные инструменты: лом, болгарка, «отжатие входной двери».
Где содержатся фермы
Чтобы понять, почему майнинговое оборудование становится легкой добычей для воров, для начала нужно четко разделить кустарный, или домашний майнинг и промышленный, считает аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков.
— Первым занимаются индивидуальные предприниматели или физлица, как правило, речь идет о довольно небольшом количестве майнингового оборудования — ферма состоит из 20–30 устройств. Обычно они размещаются в местах, которые сложно идентифицировать. Чаще всего, особенно если говорить о регионах севера (Иркутске, Красноярске), небольшие майнинговые фермы работают полулегально, — отметил Першиков.
Директор компании «Юридические и финансовые креативные решения» Юрий Брисов соглашается: часто устройства хранятся не в самых надежных местах. Он связывает такой выбор расположения с двумя причинами:
— Во-первых, так как майнинг законодательно никак не регулируется, часть оборудования для него завозится нелегально — поступают детали, которые затем собираются на территории России. Покупатели не сильно хотят «светить» свои аппараты. Второй момент связан с электричеством. Пользователи, которые покупают технику на серых условиях, в большинстве случаев ищут возможности подключиться к электричеству, не заключив прямой договор и не получив специальные мощности под майнинг. Иногда оборудование размещают на заброшенных фабриках, в глухих поселениях, где много дешевой энергии.
Из-за расположения ферм в селах и деревнях порой жертвами грабителей оказываются невинные персонажи. Так, в Ивановской области грабители выкрали майнинговое оборудование у 68-летней пенсионерки. Ферму биткоинов организовала не сама пострадавшая, но юридически именно она являлась владельцем дома.
Промышленный майнинг, который в последнее время активно развивается в России, предполагает более продуманную защиту, говорит Виктор Першиков. Фермы размещаются в особых экономических зонах, на территориях, где закреплены центры обработки данных. В таких местах обычно создана инфраструктура для установки майнингового оборудования. К тому же имеются маломальская охрана и пропускная система.
Во сколько оценивается ущерб
По сообщениям в СМИ и на сайтах правоохранительных источников, объем ущерба от кражи майнингового оборудования сильно варьируется. Речь может идти как о нескольких десятках тысяч, так и о миллионах рублей. На стоимость аппаратов влияют год выпуска, а также алгоритм, который используется при добыче криптовалюты.
— Если два-три года назад устройство, позволяющие майнить монету лайткоин, стоило в районе 3–5 тыс. рублей, то сейчас с ростом курса оборудование дорожает и оценивается уже в 80–90 тыс. рублей, — сравнивает аналитик рынка криптовалют Першиков. — Плюс, если мы говорим о более современных моделях, то здесь стоимость одного устройства может достигать 1–1,5 млн рублей. Для нормальной фермы закупка аппаратов обойдется в 5–10 млн рублей минимум.
Таким образом, украденная техника — весьма ценный улов для злоумышленников. Один из вариантов сбыта аппаратов — банальная перепродажа. К примеру, тот же грабитель, что спилил дверь в квартире своего приятеля, собирался реализовать украденное устройство на сайте объявлений за 50 тыс. рублей.
Помимо перепродажи, немалое количество похищенного оборудования идет на запчасти — сами по себе аппараты довольно ремонтопригодные.
— За последние год-полтора мы столкнулись с общемировыми проблемами в логистике. За период, пока закрыты границы и возникают сложности с оборотом товаров между странами, стоимость ремонта оборудования мега-увеличилась — в 3–10 раз. К тому же мелким фермерам достать детали для ремонта достаточно сложно, — разъяснил собеседник «Известий».
Некоторые майнеры отправляются за комплектующими за границу, чем также пользуются злоумышленники. Так, в аэропорту Владивостока грузчики во время принятия багажа с рейса, следовавшего из Сеула (Инчхона), похитили три асик-аппарата. Сумма ущерба составила около 70 тыс. рублей.
Сообщать ли о краже в полицию
По мнению Виктора Першикова, самый главный вопрос до информирования правоохранительных органов, будет заключаться в том, насколько деятельность майнинговой фермы была прозрачна. Вероятно, крупной фирме придется предоставить договор на место дислокации, на покупку электроэнергии, раскрыть, откуда предприниматель получил майнинговое оборудование.
— Правоохранители, скорее всего, заинтересуются, насколько легальна та деятельность, которую ведет пострадавший. Обращаться в полицию, конечно, нужно, но я не готов сказать, что все участники рынка, которые столкнулись с кражей, готовы рисковать, — поделился аналитик.
В остальном за кражу майнингового оборудования грозят те же статьи Уголовного кодекса, как и при обычной краже — статья 158 УК РФ в случае тайного хищения и 161 УК РФ в случае открытого хищения, говорит руководитель практики и защиты данных юридической фирмы DRC Севан Авалян. Отчетность за сам майнинг в законодательстве пока не прописана.
— На текущий момент правовая база, которая бы обязывала майнеров отчитываться о своей деятельности, в РФ отсутствует. Имеется лишь статья 14 закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которая определяет, что такое «майнинг» с точки зрения закона и не более, — говорит Севан Авалян.
Юрист Юрий Брисов добавляет: факт владения собранным майнинговым аппаратом на территории России никаких проблем не сулит. А вот ввоз оборудования и
непосредственно добыча криптовалюты могут вызвать вопросы, если рассмотреть ситуацию с точки зрения предпринимательской деятельности.
— В законе указано, что любая деятельность, которая носит систематический характер и направлена на извлечение выгоды, требует регистрации предпринимателя. Если я испек печенье и продал его коллегам по рублю, меня не оштрафуют. Но если я делаю это регулярно, прихожу и торгую перед офисом, меня обяжут либо зарегистрироваться, либо последует ответственность. Когда майнеры покупают дорогостоящее оборудование, заставляют им комнату, используют для получения дохода — это деятельность предпринимательская. Нужно как минимум зарегистрироваться в качестве ИП и платить налоги, — считает собеседник.
Не до конца остается понятна судьба самой криптовалюты в России. Ранее ЦБ опубликовал доклад, в котором предлагал запретить на территории РФ майнинг и операции с криптовалютой. Однако в Минфине считают, что запрещать криптовалюту не нужно — важно разработать способы для ее регулирования. Президент России Владимир Путин попросил правительство страны и ЦБ прийти к единому мнению по контролю криптовалют.
По данным агентства Bloomberg, россияне владеют криптовалютой на сумму около 16,5 трлн рублей ($214 млрд). Всего на нашу страну приходится 12% общей капитализации криптовалютного рынка.
Мария Немцева
По материалам: “Известия”