Многие россияне начали сталкиваться с отказом в выдаче листков нетрудоспособности в коммерческих медицинских центрах. Врачи объясняют это техническими проблемами и просят отправляться за больничными в государственные поликлиники
Как оказалось, у проблемы есть сразу несколько причин – все они связаны с переходом на электронный документооборот. В данном случае широко разрекламированная властями цифровизация, похоже, забуксовала на старте.
Законодательные изменения с 1 января обязали медицинские учреждения оформлять электронный больничный лист вместо бумажного. Чтобы выдавать такие больничные, требуется электронная цифровая подпись (ЭЦП) юридического лица для медицинской организации и такая же подпись физического лица для медперсонала.
ЭЦП нужна лечащему врачу, чтобы заверять или продлевать электронные больничные листы, подписывать амбулаторные карты и выписывать рецепты. Главному врачу таковая необходима, чтобы от лица медицинской организации подписывать договоры и отчёты. Фельдшеру, на которого возложены функции лечащего врача, тоже нужна ЭЦП – чтобы заверять назначение рецепта или выдачу больничного сроком до 10 дней. Кроме того, электронная подпись должна быть и у работодателей, они обрабатывают электронные больничные листы сотрудников и передают данные в Фонд социального страхования (ФСС).
В разгар очередной волны коронавирусной инфекции из разных регионов России поступают жалобы на то, что частные больницы, ранее оформлявшие листки нетрудоспособности, перестали это делать – как раз из-за отсутствия электронной подписи. Жительница Ульяновска Ольга, заболев, решила обратиться в один из частных медицинских центров. Женщина рассказала, что доктор её принял, назначил необходимое лечение, однако пояснил, что выдать больничный лист не может по техническим причинам.
– Мне предложили с выданной справкой обратиться в поликлинику по месту жительства. Но сейчас это настоящий кошмар: чтобы попасть к терапевту, надо отстоять многочасовую очередь, в которой наверняка подцепишь ещё какую-нибудь инфекцию, – говорит собеседница издания.
Как удалось выяснить «Октагону», подобные случаи отнюдь не единичны. Реформа, согласно которой все листки нетрудоспособности должны стать электронными, судя по всему, проходит не совсем гладко.
Дело техники
Источник «Октагона» в одном из региональных управлений ФСС сообщил, что проблема отсутствия ЭЦП у врачей действительно не решена.
– Причины разные: в одних случаях сами врачи виноваты – не подали необходимый пакет документов для получения подписи, в других – руководство медицинских организаций проспало, не озаботилось вовремя приобретением ЭЦП, – рассказал собеседник издания.
По его словам, случается и такое, что медорганизация со своей стороны всё сделала верно и в срок, но никто из участников тендера не вышел на аукцион. Нередки случаи, когда поставщики услуги не выполняют своих обязательств.
Однако крайними остаются рядовые пациенты: в случае болезни они не могут получить у врача необходимый больничный лист.
Однако крайними остаются рядовые пациенты: в случае болезни они не могут получить у врача необходимый больничный лист.
Представитель одного из удостоверяющих центров, занимающихся выдачей ЭЦП, на условиях анонимности рассказал, что в преддверии реформы многие такие структуры не сумели пройти аккредитацию. Это означает, что они потеряли право выдавать подписи:
– Рынок заметно сузился, начался ажиотаж. Вероятно, по этой причине многие врачи и медицинские организации до сих пор не могут получить подписи. То есть получается так: громко объявили, что у нас повсеместная цифровизация, а на деле люди выпрашивают на приёме у врача – дескать, дайте хотя бы бумажку, что я болею. Доктора зачастую оказываются заложниками таких историй.
Президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского сложившаяся ситуация не удивила. По его словам, в России практически всегда заявленные масштабные решения на деле оборачиваются серьёзными сбоями. В Госдуме не увидели причин для беспокойства. Член комитета по охране здоровья Алексей Куринный в беседе с «Октагоном» предположил, что речь идёт о технических неполадках, которые «в большинстве своём решаемы».
Один за всех
Доктора действительно вынуждены выкручиваться кто как может. Врач-оториноларинголог, работающий в одном из частных медцентров, рассказала «Октагону», что сама проходила обучение работе в базе ФСС, после этого подала документы и в течение 10 дней получила ЭЦП в одном из удостоверяющих центров. Однако, по её словам, так поступили далеко не все специалисты. Некоторые, особенно пожилые врачи, до сих пор не прошли обучение и не понимают, как оформлять больничный лист по-новому. Соответственно, они так и не получили собственную электронную подпись.
– В итоге больной пришёл на приём, а больничный лист получить не может. Конечно, это ненормальная ситуация, – пояснила собеседница.
Руководитель одного из коммерческих медицинских центров подтвердил «Октагону», что специалисты во многих медучреждениях до сих пор не получили ЭЦП. Однако, говорит он, врачи сумели адаптироваться к работе:
– Больного осматривают пять врачей, а больничный выдаёт один – тот, у кого есть электронная подпись.
Вопрос выдачи больничных сегодня отнюдь не праздный. Резкий наплыв заболевших подтверждают и данные ФСС. По информации фонда, в минувшем январе было выдано около 6,9 млн листков нетрудоспособности. Месяцем ранее в России оформили более 5 млн электронных листков нетрудоспособности.
По сравнению с допандемийным периодом расходы ФСС на оплату больничных для россиян выросли почти в два раза. В 2020 году фонд выделил около 500 млрд рублей на оплату более 40 млн случаев временной нетрудоспособности. Если сравнивать с 2019-м, то эти расходы увеличились на 232 млрд рублей, указывала Счётная палата в своём заключении на исполнение бюджета ФСС за 2020 год. При этом потери российской экономики из-за простоя сотрудников по причине болезней оценивались в 1 трлн рублей. Однако в прошлом году ситуация не поменялась в лучшую сторону.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”