Системный кризис не отменить ни ручным управлением, ни бюджетным маневром
Наша экономика похода на лошадь д, Артаньяна – и масти не разберешь, и плетется еле-еле. Ни окрика(Госплана), ни рынка(честной конкуренции).
Двадцать лет российская экономика развивается в условиях фактического саморегулирования, основанного на принятии решений симбиозом чиновничества всех уровней и аффилированных с ним бизнес-структур. Знаменитый венгерский экономист Янош Корнаи назвал такой «способ производства», если употреблять марксистские термины, вегетативным регулированием. Безусловно, в данном случае Корнаи апеллировал к аналогии с центральной и вегетативной нервной системой человека.
Такая метода управления народным хозяйством могла бы оказаться не такой уж плохой, если бы не жесткий монетаристский курс российского Центробанка, вот уже двадцать лет держащего реальный сектор на голодном кредитном пайке. Российское государство постоянно изымает так называемые «лишние» деньги из всех секторов экономики и переводит их во внешние стабилизационные фонды.
Логика тут простая. Достигнутая на фоне высоких нефтяных цен социальная стабильность в принципе устаивает российских руководителей. А наращивание стабилизационных фондов позволяет в случает внезапного и непредсказуемого обвала цен на нефть и газ обеспечить приемлемый социальный уровень и уберечься от государственного дефолта на период от полутора до двух лет. Такой способ управления экономикой позволял центру сосредоточить в своих руках не только политическую, но и экономическую власть.
Однако в последние два года ситуация стала меняться. Отчетливо выявились кризисные тенденции при том, что мировые цены на нефть достигли рекордно высокого уровня. О возможном системного экономическом кризисе в России, связанном с внутренними тенденциями, впервые написал Андрей Белоусов, пожалуй лучший российских экономист последних лет, в своем знаменитом докладе «Долгосрочные тренды российской экономики». Это 140-страничный доклад был размещен в интернете и его прочитали все, кто хоть сколько-нибудь интересовался реальным, а не лубочным анализом российских реалий.
Так вот, согласно выводам Белоусова причины нарастающего системного кризиса нашей экономики не привязаны только лишь к нефтяной коньюнктуре и тенденциям, связанным с глобализацией, а по большей части определяются постоянно растущей инфляцией издержек. Которая, заметим, вызвана именно бесконтрольным властвованием в российском экономическом секторе чиновников –коммерсантов.
Белоусов предсказал поочередно три глубочайших кризиса. Вначале рост социального напряжения вследствие инфляции и роста тарифов ЖКХ, затем сокращение трудоспособного населения и рост дефицита пенсионной системы, а еще через пять-шесть лет кризис системы госуправления.
Доклад Белоусова произвел впечатление и на российские власти и через некоторое время, экономист был назначен сначала заместителем, а затем и министром экономического развития. И вот совсем недавно, после того как Андрей Белоусов выступил с резкой критикой экономического курса российского правительства, он был уволен и отправлен на почетную пенсию – на должность помощника Президента. Белоусов критиковал Минфин и Центробанк за неправильную с его точки зрения налоговую, кредитно-денежную политику, за завышенный курс рубля и высокие процентные ставки, за нежелание ограничить монополизм и произвол естественных и инфраструктурных монополий.
Момент и критики и отставки был выбран не случайно. Темпы нарастания кризисных тенденций четко просчитываются профессиональными экономистами, которые в России пока что к счастью не перевелись. Подсчитано, что для сохранения нынешний социальных гарантий необходим ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 5,5 процента. Если экономика будет расти медленней, то уровень жизни не только беднейших слоев населения, но и среднего класса станет понижаться. Что чревато уже не «болотной» революцией, а революцией «пустых кастрюль».
Об экономическом росте говорить уже неприлично. Темпы роста ВВП в январе-мае 2013г. – 1,8%, по сравнению 4,5% за соответствующий период прошлого года. Отметим, что статистическая погрешность при таких расчетах составляет один процент.
Темпы роста добавленной стоимости в сельском хозяйстве упали с 3,1 до 1,6%, в строительстве – с 2,6 до 0,4%, в сфере гостиниц и ресторанов – с 6,2 до 3,2%, в транспорте и связи – с 1,4 до 0,6%, в обрабатывающем секторе – с 6,2 до 1,3%. Последняя цифра – самая тревожная, так как обрабатывающая промышленность – основа любой модернизации народного хозяйства. Даже в добывающих сырьевых отраслях рост на 1,5% сменился спадом на 4,9%.
И совсем уже тревожно то, что в системе естественных монополий (газ, вода, электроэнергия, тепло и т.д.) рост на 2,1% сменился спадом на 2,4%. Это значит, что через некоторый временной лаг такой же спад начнется и в реальном секторе экономики, коньюнктура которого зависит от естественных монополистов.
Тяжелейшая ситуация с мелким бизнесом. Он загнан в тень или вовсе убит двукратным ростом величины социальных платежей в январе 2013г. для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса – снялось с учёта 450 тысяч ИП.
Возросли темпы роста сферы медицинских услуг. Но это произошло из-за масштабной приватизации и коммерциализации этой отрасли и еще большему снижению доступного бесплатного медобслуживания.
Продолжает расти финансовый сектор и рынок недвижимости. Но если говорить о потребительских кредитах, то здесь остановился прирост новой клиентуры и российские банки завалили предложениями о предоставлении все новых и новых кредитов на довольно большие суммы уже имеющихся клиентов, в сущности заманивая их в кредитные ловушки. Если учесть, что главный источник финансовых ресурсов для наших банкиров – зарубежные банки, то на горизонте – потенциальное банкротство отечественной банковской системы и захват ее западным капиталом.
Цифры некоторого роста реальных доходов населения – лукавые. Во-первых, фоном служит практически нулевого рост доходов в прошлом году. Во-вторых, обобщены доходы всех групп населения, и сверхбогатых и малоимущих. В-третьих, подсчет инфляции ведется весьма выборочно и необъективно, что давно уже замечено экспертным сообществом.
Российское руководство все эти тревожные тренды сознает. Но намерено продолжить старый курс, нисколько не корректируя его, а совершив некий маневр. Бюджетный маневр. Он будет заключаться в изъятии части прибыли у российских суперкорпораций. Например, у РЖД…
В этой связи отношения между российскими корпоративными гигантами изрядно охладели. И мы имеем натуральное обострение внутриклассовой борьбы по мере строительства капитализма. Эксперты именно с этим коньюнктурным обострением связывают вброс компрометирующих руководство РЖД материалов. Да и то сказать – за последние годы тарифы на железнодорожные перевозки возросли в несколько раз больше, чем темпы инфляции. В январе-мае этого года железнодорожные транспортные перевозки сократились на 40 процентов. Что является опережающим показателем для реального сектора. Тот есть если не принять экстренных мер, то наша промышленность просто обвалится.
Угадайте, кто тогда выйдет на улицы российских городов, причем не только столичных?
Альберт Станицын, экономист