Министр спорта РФ Олег Матыцин — об итогах Олимпиады-2022, самых ярких достижениях россиян на Играх и ситуации вокруг Камилы Валиевой
Церемония награждения с участием фигуристки Камилы Валиевой на Олимпиаде должна была состояться, уверен министр спорта РФ Олег Матыцин. Комментируя ситуацию, он также заметил, что политизация Игр недопустима. Также министр выразил надежду, что следующая Олимпиада и чемпионаты мира в 2023 году пройдут с участием нашей команды под флагом и гимн не раз будет звучать на спортивных аренах. Также в интервью «Известиям» Олег Матыцин рассказал о своих впечатлениях от выступлений российских спортсменов в Пекине, влиянии COVID-19 на проведение Игр и выстраивании антидопинговой системы в России.
«Сборная очень конкурентоспособна»
— По итогам Олимпиады как оцените работу наших команд?
— Окончательные итоги будут проведены после закрытия Игр. Мы проведем диалог и так называемый разбор полетов со всеми федерациями по выполнению плана, реализации программ олимпийской подготовки. Но работа была колоссальная, в очень непростых условиях. Самый, наверное, сложный период был перед Играми, когда ввели еще более жесткие ограничения в связи с ростом случаев заболевания ковидом. Спортсмены готовились фактически в режиме карантина, многие за рубежом готовились, и мы принимали первые неотложные меры, чтобы они были прежде всего здоровы.
— Это повлияло на спортсменов?
— Конечно, это сказалось на логистике и подготовке, но, как видим, не сказалось на готовности команды. За редким исключением все спортсмены успешно завершили подготовку, выступили. Сборная очень конкурентоспособна, по количеству медалей мы превысили показатели прошлых зимних Олимпийских игр. И радует, что по многим видам спорта медали есть. Да, конечно, всегда хочется золотых медалей, но мы видим, какая конкуренция, более 20 стран завоевали награды высшей пробы. Мы по общему количеству завершили Игры на втором месте, и это тоже говорит о правильной траектории развития в большинстве видов спорта.
— Успехи в каких видах спорта особенно порадовали?
— Видим, конечно, фантастический успех наших лыжников — и девушек, и ребят. Видно, что там система выстроена. Очень радуют успехи в биатлоне. Опять же хочется золота, побед, но мы видим, какая конкуренция существует. Ну и, естественно, очень радуемся победам в фигурном катании, да и во всех видах спорта. Поэтому считаю, что предварительные оценки очень позитивные. Ребята проделали колоссальную работу, было более 3 тыс. кандидатов, в итоге 214 спортсменов попали в олимпийскую команду. Был пройден путь отборочных соревнований. И в таком турбулентном состоянии находился весь спортивный мир, поэтому сейчас я очень горжусь за нашу команду и очень благодарен тренерам и специалистам, медикам. Всем вместе нам удалось обеспечить участие, и участие очень достойное. Ну и, конечно, хочу сказать спасибо регионам, на которые легла значительная нагрузка по подготовке спортсменов и организации учебно-тренировочных сборов. Так что будем надеяться на дальнейшие медали. Абсолютно уверен, что мы на правильном пути развития спорта.
Дороже золота
— Вы говорите, что хочется золота. Но ведь некоторые серебряные и бронзовые награды сопоставимы с медалями высшей пробы. Вы к таковым какие из успехов наших олимпийцев относите?
— Уже попадая в сборную, человек в значительной мере является победителем. Тем более если удается встать на подиум и завоевать награду, будь то серебряная или бронзовая. Очень, конечно, порадовали наши прыгуны с трамплина. Более 50 лет не было наград, и мы очень счастливы, что выиграно серебро в командном первенстве. Это дополнительный стимул для дальнейшего развития данного вида спорта. Мы, конечно, рады победам наших биатлонистов. Я хочу сказать, именно победам, хотя это и серебряные, и бронзовые награды, но вы также отметили, что они иногда дороже золота. Мы знаем, в какой сложной ситуации находился Союз биатлонистов России (СБР) и в каких сложных условиях готовились и соревновались спортсмены.
Эдуард Латыпов долгое время болел, находился в условиях карантина, но тем не менее принял участие в Олимпиаде. Хотя мы и надеялись на золото, его бронза достойна самого глубокого уважения. И я очень рад серебряной медали Константина Ивлева в конькобежном спорте. Мы гордимся эстафетами наших лыжников, но и серебряная медаль биатлонисток где-то дороже золота. Очень рад, что и тренерский штаб, и федерация сейчас на правильном пути. Мы видим, что перспектива очень хорошая и позитивная.
— Серебро прыгунов с трамплина — новый тренд или разовый случай? Мы сможем теперь закрепиться на этих позициях?
— Новым трендом это, наверное, называть нельзя. Огромная работа проделана с точки зрения инфраструктуры. Мы понимаем, что сейчас важная задача — это подготовка тренерских кадров, изучение международного опыта. Талантливые спортсмены у нас есть, важно обеспечить конкурентную среду здесь, в России, и привлекать ведущих специалистов, в том числе из-за рубежа, чтобы формировать здесь тренерские школы и готовить специалистов. Надеюсь, что это не случайность и мы будем свидетелями успешных выступлений наших прыгунов с трамплинов в будущем.
«Церемония должна была состояться»
— Во время любых Олимпийских игр и в принципе в спорте принято говорить, что главное не победа, а участие. В случае с Камилой Валиевой этот негласный принцип Международного олимпийского комитета (МОК) звучит как-то подленько, учитывая отказ от церемонии награждения и все последующие новые решения относительно фигуристки. Что там происходит?
— Я бы не стал комментировать действия МОКа. Конечно, они должны быть направлены на утверждение олимпийских ценностей. Открывая Игры в Пекине, об этом говорил президент МОКа Томас Бах, декларируя, что все мы должны быть вместе, должны нести ответственность за наше будущее. Спортсмены — это сердце олимпийского движения, и задача международного олимпийского движения — делать эти ценности более стабильными и демонстрировать всему миру, особенно в этот непростой период, что ценности спорта должны определять и другие сферы жизни. Какие это ценности? Конечно, это игры по правилам, это чистый и открытый спорт, консолидация, поддержка друг друга. И демонстрирует эти ценности президент РФ Владимир Путин. Он принял участие в открытии Олимпийских игр, и совместно с нашими китайскими коллегами мы утверждаем эти стандарты. Мы говорим о том, что спорт должен быть послом мира и никакая политизация не должна иметь место на Олимпийских играх.
Решения, которые приняты по Камиле Валиевой, создают значительную напряженность. Мы с уважением отнеслись к решению Спортивного арбитражного суда (CAS), который установил право спортсменки на участие в соревнованиях, так как полное расследование не проведено и необходимо изучить все обстоятельства дела. Но не зная этих обстоятельств, запрещать спортсменке участвовать, наверное, преждевременно. Что касается церемонии, то мое личное мнение: она должна была состояться, так как соревнования завершены. Это касается не только наших спортсменов, но и спортсменов других стран.
Мы сами являемся сторонниками дальнейшего объективного расследования и будем настаивать, чтобы оно было проведено. Олимпийский комитет России (ОКР) и Минспорт РФ сделают всё необходимое для сбора нужной объективной информации и защиты спортсменки, спортсменов и тренеров.
В период Олимпийских игр должно быть перемирие, должны быть регламенты, которые определены протоколом Игр. Они должны быть выполнены. Мы должны всегда думать о судьбе каждого спортсмена. И еще раз хочу отметить, что судьи именно этим руководствуются.
— Многие восприняли ситуацию вокруг Камилы как яркое проявление двойных стандартов. Если смотреть на эту ситуацию именно так, можно ли предположить, в чьих интересах она?
— Я не буду строить прогнозы. Абсолютно уверен, что и Министерство спорта, и вся спортивная семья, причем международная, понимают ценность победы. Сто процентов, победа была достигнута без применения запрещенных препаратов. Мы знаем, что спортсменка не раз тестировалась и до Игр, и во время них. Поэтому здесь связи точно никакой нет. Конечно, сейчас будет проводить расследование Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). И я надеюсь, что все обстоятельства будут изучены. Что касается двойных стандартов, в чьих это интересах, то мы, к сожалению, являемся свидетелями, как спорт пытаются политизировать. Это касается и попыток отдельных стран бойкотировать Игры в Пекине. Мы неоднократно заявляли, что это недопустимо. И мы поддерживаем, конечно, наших коллег из Китайской Народной Республики. Сейчас как никогда важно демонстрировать верховенство олимпийских ценностей. Это задача не только нашей страны, хотя мы являемся и всегда были надежнейшим партнером. Это задача всего олимпийского движения: комиссии атлетов МОКа, руководителей федерации. Потому что речь в итоге идет о целостности олимпийского движения.
Случаи, когда будут допущены какие-то искажения фактов либо политизация отдельных решений, пойдут во вред целостности всего спорта. Я надеюсь, мы ведем открытый диалог с МОКом, со Всемирным антидопинговым агентством (WADA), и у нас единые цели. Спорт должен быть чистым, но при этом всегда надо проводить объективное расследование. И до результатов объективного расследования никто не имеет права обвинять спортсменов, тренеров и других лиц в каких-то нарушениях.
— Такие истории влияют на состояние всей команды. Цель была достигнута?
— Тяжелейший абсолютно период и для нашей спортсменки, и для наших тренеров, и практически для всей олимпийской делегации. Эмоциональное напряжение, информационное напряжение. Мне видится, что команда еще больше сплотилась. И мы видим, какую поддержку Валиевой оказали россияне и представители других стран. В том числе и средства массовой информации. Команда объединилась, и мы еще раз продемонстрировали приверженность олимпийским ценностям — быть вместе. И я горжусь Камилой, горжусь тренерами, командой, что мы как россияне остались верны нашей культуре, нашим традициям и продолжаем защищать всех наших спортсменов.
«Россия следует всем принципам чистого спорта»
— Отсутствие болельщиков на трибунах из-за ковидных ограничений сказывается на выступлении спортсменов?
— Думаю, для любителей спорта, кто хоть раз был на спортивных трибунах, тем более для спортсменов и тренеров, кто имел счастье выступать, конечно, не секрет, что поддержка зрителей, эмоциональная энергетика всегда была атрибутом. Именно поэтому спорт привлекает. Наверное, недостаточно этой поддержки спортсменам при отсутствии или недостаточном количестве зрителей. Важно чувствовать, что мы, россияне, и наши соотечественники за рубежом поддерживают команду. Уверен, что многие китайские болельщики тоже поддерживали нашу команду, как и представители других стран. Именно этим ценна Олимпиада. Поэтому она проводится с целью объединить мир, консолидировать, быть ответственным за наше общее будущее. Но мы, к сожалению, живем в таких реалиях, когда меры безопасности по минимизации рисков заболевания диктуют свои правила. Я хочу еще раз выразить огромную признательность МОКу и нашим коллегам, организационному комитету Олимпиады в Пекине за то, что эти Игры прошли, несмотря на очень-очень сложные обстоятельства и условия.
— В последние годы мы наблюдали очень сильный информационный фон вокруг российских спортсменов. Если брать другие команды, зрителей и прессу, в итоге на этой Олимпиаде у России кого оказалось больше — союзников или недоброжелателей?
— Мое понимание и ощущение, что всё-таки спортивная семья, олимпийская семья демонстрирует поддержку друг другу. И этот негативный информационный фон обычно возникает в отдельных агентствах или в вопросах отдельных журналистов спортсменам. Но в целом уважение и статус, если я могу так сказать, наших олимпийцев, российских спортсменов, тренеров, специалистов очень высокий и со стороны международных федераций, и со стороны представителей государств, государственных органов, которые регулируют деятельность в спорте. Мы видим очень конструктивный подход. Не сомневаюсь, что традиции и политика, которые проводит наше государство через спорт, очень конструктивные, и лидеры других стран это понимают. В этот трудный период мы еще раз это доказали и на площадке ЮНЕСКО. Как вы знаете, здесь были неоднократные мониторинговые группы по изучению ситуации с допингом в России. Мы сейчас на том этапе, когда все признают, что Россия следует абсолютно всем принципам чистого спорта, и наши спортсмены демонстрируют выдающиеся достижения в условиях жесткой конкурентной борьбы — это вызывает уважение.
Когда были командные соревнования по фигурному катанию, абсолютно все участники приветствовали друг друга, приветствовали Камилу Валиеву, понимая, что это сейчас выдающаяся спортсменка, которой нет равных. Они радуются, что такая конкурентная борьба служит развитию в целом всем видам спорта. Уверен, что подавляющее большинство наших коллег и в спортивных международных организациях, и в гуманитарных понимают, что Россия является гарантом стабильного развития спорта.
— Можем ли мы надеяться, что всё-таки вернем себе в ближайшее время и флаг, и гимн, и форму?
— Мы для этого делаем всё необходимое. Это задача, которую нам вместе предстоит решить до конца этого года, до 17 декабря. Я уже немного сказал о тех визитах в Россию, когда изучали нашу антидопинговую систему, которая является, без всяких преувеличений, одной из самых передовых. И образовательные программы, и административные меры, которые мы принимаем. Конечно же, будем верить, что следующие Олимпийские игры и чемпионаты мира в 2023 году пройдут с участием нашей команды под флагом и гимн не раз будет звучать на спортивных аренах.
Петр Марченко, Алексей Фомин
По материалам: “Известия”