Что происходит в магазинах
24 февраля началась военная операция на Украине, на что страны Запада отреагировали беспрецедентным давлением на российскую экономику. Daily Storm проверил, как изменились цены на авто, бытовую технику и продукты. Даже у отечественного производителя АвтоВАЗ машины модели Lada с 1 марта подорожали в среднем на 15%. А цены на некоторые виды бытовой техники, несмотря на заявления об их резком росте от главы DNS на прошлой неделе, остаются неизменными.
Отечественные и иностранные автомобили
АвтоВАЗ с 1 марта поменял рекомендованные розничные цены на модели Lada. В среднем они выросли на 15%. Меньше всего в денежном выражении, на 86 тысяч рублей, подорожали Lada Granta — седан стоит от 685 тысяч рублей вместо 599 тысяч, универсал — 711 тысяч вместо 625 тысяч.
Рекордсменом по увеличению цены стала Lada Largus — на 247 тысяч рублей дороже. За базовый универсал с 1 марта просят 1 077 000 рублей, ранее он стоил 829 900 рублей.
Портал Autonews 28 февраля сообщил, что в феврале было три волны подорожания машин на российском рынке среди 20 иностранных производителей авто из-за колебания курса рубля. За последние несколько дней рекомендованную розничную стоимость подняли восемь автобрендов: Citroen, Mazda, Hyundai, Infiniti, Opel, Peugeot, Renault и Mercedes-Benz.
По информации издания, минимальная цена на Citroen C4 Sedan в январе составила 1 499 000 рублей, в феврале — 1 649 000 рублей, Hyundai Elantra —1 589 000 рублей в январе и 1 609 000 рублей в феврале.Infiniti QX50 — 3 870 000 рублей и 3 920 000 рублей соответственно, Mazda 6 — 1 843 000 рублей и 1 878 000 рублей, Opel ComboLife — 1 584 000 рублей и 1 644 000 рублей, Peugeot Partner Crossway — 1 439 000 рублей и 1 499 000 рублей, Renault Duster — 1 147 000 рублей и 1 175 000 рублей.
Заметнее всего среди этих восьми автобрендов подорожали машины Mercedes. Например, A-Class в минимальной комплектации в январе стоил 2 790 000 рублей, в феврале цена достигла 3 350 000 рублей.
Продукты питания
Премьер-министр России Михаил Мишустин 25 февраля поручил правительству следить за ценами на социально значимые продукты. К ним относятся мясо, масло, хлеб, яйца, чай, крупы, молочные продукты, а также некоторые виды фруктов и овощей.
Сравним, как менялись цены на некоторые товары с начала военной операции. Популярный ретейлер Wildberries показывает «историю цены» за последние полгода по неделям. Например, две пачки макарон для супов и бульонов «Звездочки» Makfa по 250 граммов сейчас без скидок можно купить за 118 рублей. На неделе с 20 февраля по 27 февраля они стоили чуть дешевле — 95 рублей.
Два килограмма пшеничной муки высшего сорта от того же производителя стоят 108 рублей, на прошлой неделе — на два рубля дороже. Один литр подсолнечного масла «Солнечное» по сравнению с прошлой неделей подорожал на 46 рублей — до 195 рублей. 800 граммов белого сахара ранее можно было купить за 90 рублей, теперь — за 99 рублей. Упаковка черного чая из 25 пакетиков стоит 59 рублей — на рубль меньше, чем 20-27 февраля.
Цена упаковки детских подгузников Pampers по сравнению с прошлой неделей выросла на 74 рубля и достигла 299 рублей. 400-граммовая упаковка детской сухой молочной смеси для питания Nutrilon стоит 475 рублей, 20-27 февраля — 384 рубля.
Цены на технику увеличивали до 30% за день, но ненадолго
Гендиректор сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев 25 февраля сообщил, что с 24 февраля рост цен на технику и электронику составил до 30%. «И мы не можем утверждать, что не будет дальнейшего роста, — добавил он. — Мы оказались в новом мире, где, помимо роста курса, введены технологические санкции. И пока непонятно, как будут происходить поставки большого перечня товаров».
В тот же день его вызвали в Минпромторг, а на следующий резким увеличением цен в DNS заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. После встречи с представителями Минпромторга Алексеев заверил, что компания «подготовит план мероприятий, направленных на снижение волатильности на рынке». А 26 февраля гендиректор сети и вовсе заявил, что «куча цен вообще не менялась», и пообещал понизить цены на «большой перечень товаров». Он привел в пример стоимость бытовой техники.
Сравним, как менялись цены на некоторые товары бытовой техники в магазинах «М.Видео» с начала военной операции. По данным сервиса по отслеживанию изменений цен MVMonitor, цена на последнюю модель cмартфонов американской компании Apple iPhone 13 256GB не менялась с октября прошлого года — 89 990 рублей.
В числе самых популярных пылесосов в этой сети магазинов — модель с контейнером для пыли от голландской компании Philips XB2022/01. Начиная с 31 декабря 2021 года, цена не менялась — пылесос стоит 6499 рублей.
Холодильник южнокорейской компании LG DoorCooling+ GA-B509SEKL сейчас можно приобрести за 39 999 рублей, эта цена не меняется с 21 января. Стиральная машина Samsung WW80AAS21AE с 21 января продается по неизменной цене в 38 999 рублей.
Какие еще компании предупредили о росте цен
В Ассоциации независимых аптек и Альянсе фармацевтических ассоциаций рассказали «Известиям», что оптовики увеличили закупочные цены на импортные и отечественные товары для аптек от 1,5% до 25% в зависимости от региона. При этом цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты не меняются, они составляют около половины рынка, пишет издание.
Бывший специалист Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Павел Герасимов предположил в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН», что цены на авиаперелеты могут вырасти до 30%. По его словам, это вызвано авиасанкциями Евросоюза против России. ЕС ввел запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям.
Кроме того, крупный импортер и дистрибьютор алкоголя Luding Group 1 марта предупредил, что цены на импортные вина, крепкие, слабоалкогольные и безалкогольные напитки будут скорректированы с учетом изменения курса иностранной валюты к рублю.
Мария Поздеева
По материалам: “Daily Storm”