Кто помогает временным переселенцам на территории России
С конца февраля в Россию с территорий ДНР и ЛНР прибыло по меньшей мере несколько десятков тысяч людей — окончательная цифра неизвестна, однако ранее их количество оценивалось примерно в 100 тыс. человек. Одновременно в расположенные поблизости от границы регионы продолжают прибывать люди, которые выехали самостоятельно. В некоторых субъектах, по мнению представителей благотворительного сектора, их оказалось не меньше, чем тех, кого вывозили централизованно. «Известия» поговорили с организациями, которые работают в этих регионах, о том, что происходит там сейчас и какая помощь им необходима.
Два потока
С конца февраля, когда Россия совместно с руководством ДНР и ЛНР организовала масштабную эвакуацию жителей тогда еще непризнанных республик, в страну прибыло около 100 тыс. беженцев. В первую очередь женщин, детей (в том числе сирот) и пожилых людей.
Большая часть из них разместилась в южных регионах страны: Воронежской, Ростовской, Курской, Волгоградской областях. Часть людей прибыли в центральную часть страны — в частности, людей принимали в Саратовской, Нижегородской, Рязанской областях, размещены они и в Подмосковье. В принимающих регионах людей поселили в специально развернутых центрах временного пребывания, где они могли переночевать и получить питание.
Точная цифра не называлась. По данным МЧС, в последнюю неделю февраля в Россию таким образом прибыло около 100 тыс. человек. По другим данным, уже тогда эта цифра превышала 120 тыс. человек.
Еще часть людей — в том числе тех, кто не попал в указанные группы, — до России добирается самостоятельно, рассказала «Известиям» руководитель центра помощи переселенцам «Искусство жить» Юлия Никифорова.
Центр был создан в Воронежской области в 2014 году, после прибытия первой волны беженцев. Сначала он функционировал как неформальное объединение таких же переселенцев, а затем приобрел статус официальной организации. Сейчас основным направлением его работы является поддержка тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, говорит Никифорова.
— В Воронежскую область, где работает центр, люди сейчас приезжают двумя способами. Первый способ — централизованно, через МЧС России. Людей сажают на автобусы, на поезда и организованно развозят по пунктам временного размещения. В Воронежской области таких пунктов действует 56. В основном туда попадают дети-сироты, женщины с детьми, где-то есть многодетные мамы или мамы с грудничками, и пенсионеры, — говорит она. — Второй поток — те, кто приезжает самостоятельно и также обращается за помощью.
Если у прибывших с организованными колоннами вне зависимости от ситуации есть хотя бы какое-то жилье и гарантированный доступ к горячему питанию и душу, то те, кто приехал в Россию самостоятельно, доступа к ним не имеет.
«Уже другая история»
В большинстве случаев люди стараются «не ехать в никуда», говорит Юлия Никифорова: кто-то размещается у родственников, кто-то заранее снимает квартиры. Но люди в любом случае сталкиваются со значительными дополнительными расходами. Поэтому сейчас в центре приняли решение сосредоточиться в первую очередь на поддержке этой группы.
Установить точную численность прибывших таким образом на территорию страны людей не представляется возможным, однако, по оценкам собеседницы издания, исходя из количества обращений в центр помощи, их количество никак не меньше тех, кто прибыл в рамках организованной эвакуации. Последних в регионе — около 4,5 тыс.
Кроме того, в центре готовы помочь с оформлением правового статуса или будущем трудоустройстве, но всё это зависит от намерений людей: «Одни приехали, ждут и хотят уехать домой, а другие подумывают тут остаться на постоянное место жительства — и это уже другая история», — говорит Никифорова.
Пока в центре приняли решение сосредоточиться прежде всего на материальной поддержке — в том числе на помощи продуктами питания, средствами гигиены, бытовой химией, детскими вещами.
Собирать необходимое помогают местные жители, фонды и благотворительные организации, а также предприниматели, говорит Никифорова.
Одна из благотворительных организаций, которая занимается сбором помощи в Москве, — центр помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «Дом для мамы». Здесь собирают и отправляют по регионам вещи для женщин, которые вынуждены были покинуть свои дома.
Список того, что можно передать, опубликован на сайте центра. Это в том числе памперсы, детское питание, крупы, консервы, кофе и чай, постельные принадлежности и средства гигиены. Одновременно фонд открыл сбор средств — к 1 марта заявленные 10 млн рублей на помощь беженцам были собраны.
Заявленный изначально список необходимого в процессе работы несколько расширился, рассказали «Известиям» в фонде.
— Исходя из регионов, в которые мы направляем помощь, есть потребность в одежде для детей и женщин, в спальных принадлежностях — это одеяла, подушки, полотенца. Всё это мы тоже принимаем. Также берем и канцелярские принадлежности, потому что приехало много детей, которым нужно учиться, — отметили там.
Дополнительно в «Доме для мамы» готовы принять детские игрушки, однако в приоритете вещи первой необходимости: средства гигиены, продукты питания, памперсы. Последние, как подчеркивают организаторы сбора, особенно актуальны.
— Мы отправили две машины в Ростов-на-Дону, сегодня у нас машина отправляется в Рязань. И готовится машина в Воронеж — оттуда тоже есть запрос на гуманитарную помощь, — рассказали в центре.
Еще одна машина ушла в Подмосковье, куда, по словам представителей организации, «тоже поступают беженцы»: «Они, может быть, поступают не по линии государства, но они всё равно обращаются в наши центры. И мы оказываем поддержку и помощь».
Принесенные людьми вещи в зависимости от поступающих запросов сортируют и упаковывают волонтеры: «Если это вещи не новые, главное, чтобы они были пригодными к использованию: замки застегивались, пуговицы пришиты и так далее. Если вещь непригодна к использованию, пожалуйста, не надо ее класть», — напоминают в центре.
Помочь «Дому для мамы» можно вещами или финансами, также там будут благодарны волонтерской помощи — среди добровольцев достаточно девушек, которые могут собирать, принимать, раскладывать и готовить к отправке вещи, но не хватает мужчин, которые могли бы помочь поднять тяжелые коробки в здание или переставлять их внутри с места на место.
«Стараемся откликаться на любые просьбы»
Среди тех, кто попал в организованный поток эвакуированных, были в том числе воспитанники расположенных в Донбассе детских домов. О сборе вещей для помощи 36 из них объявил также находящийся в Воронеже фонд помощи детям «Благо».
Сбор на своей странице в Instagram объявили по просьбе одного из местных интернатов, куда были направлены дети, пояснили в фонде.
— Нам позвонили из Бобровского интерната для детей-сирот (где были размещены дети. — «Известия»), и попросили о содействии. Что касается других детей-сирот Донбасса, больше вроде бы просьб о помощи нам не поступало, хотя, может быть, в каких-то других учреждениях еще их размещали, потому что в основном дети-сироты размещаются в нашем регионе, — говорит президента фонда помощи детям «Благо» Ирина Котова.
Среди заявленного на странице фонда — уже стандартный для сбора помощи набор: одежда, средства гигиены, канцелярские принадлежности. Всё это нужно для разных возрастов — в интернате сейчас размещены дети в возрасте от шести до 18 лет. Продукты питания в фонде не собирают — питание у детей централизованное и не все продукты в принципе детям разрешают привозить.
— Сегодня мы приобрели большую партию настольных игр для детей, чтобы их было чем занять. Купили раскрасок, наборов для творчества. Детские игры сейчас потихоньку собираются, — перечисляет собеседница издания. — Потребность есть в нижнем белье — в носочках, трусиках, маечках, потому что там большой расход. То же самое касается и средств гигиены.
Отдельный пункт сбора вещей также был открыт в Боброве, где расположен интернат.
В целом, говорят в фонде, недостатка в желающих помочь там не наблюдают: «Многие откликаются, звонят из деревень, предлагают помощь. Кто-то закрывает свои торговые точки и отдает вещи. Сейчас вот должны передать обувь и куртки».
Одновременно в фонде помогают частным лицам — тем, кто вместе с детьми приехал самостоятельно и нуждается в помощи: «Мы работаем со всеми, стараемся откликаться на любые просьбы».
Сбором помощи для беженцев занимаются и другие благотворительные организации. В частности, сбор средств объявил работающий с ними Российский Красный Крест. На просьбу «Известий» рассказать о направлениях помощи, а также о том, какие еще есть возможности помочь, в организации к моменту публикации материала не ответили.
Евгения Приемская
По материалам: “Известия”