Стоит ли вносить деньги
Российские банки синхронно подняли процентные ставки по рублевым депозитам — до 20% годовых и выше. Центробанку не пришлось уговаривать их сделать это. Все понимают: вопрос стоит о жизни и смерти банковской, финансовой системы страны. Средства вкладчиков, которые на фоне потребительской паники и ажиотажа с наличностью стали стремительно утекать со счетов под матрасы, – это ее кровь, ее основной живительный ресурс. Но можно ли повернуть вспять этот бурный поток в условиях невиданного форс-мажора — с рублем, с ценами на товары, с обвалом всех без исключения рынков?
Ранее ЦБ повысил ключевую ставку до космических 20%. Свое решение регулятор объяснил тем, что оно позволит банкам увеличить депозитные ставки до уровней, необходимых для компенсации возросших девальвационных и инфляционных рисков, защитить сбережения граждан. Но не поздно ли, как говорится, пить боржоми? Не делают ли финансовые институты России хорошую мину при плохой игре? Стоит ли вообще рассматривать депозиты как верный способ сохранения капитала?
Ясно лишь, что сегодня нельзя быть уверенным ни в чем. В подобных аховых обстоятельствах люди пытаются спасти деньги, а не приумножить. А как иначе, когда когда с трибуны Госдумы звучат недвусмысленные намеки на возможную конфискацию сбережений россиян? «Если блокируют все средства, которые находятся за рубежом ($640 млрд золотовалютных резервов РФ), то у правительства другого выхода не будет, кроме как наложить арест на все вклады населения», – предупредил депутат от КПРФ Николай Арефьев. Между тем, по официальным данным РФ на начало февраля, общий объем банковских вкладов граждан составил 34,6 трлн рублей, из них 27,8 трлн размещено на рублевых счетах и депозитах, а еще $92,9 млрд — на валютных. На следующий день после начала спецоперации на Украине (25 февраля) россияне сняли со счетов 1,4 трлн рублей наличными. Спрос на кэш вырос в 12,5 раз.
«Впадать в панику и совершать необдуманные действия точно не стоит, – говорит банковский аналитик, руководитель представительства инвестиционного Фонда ANIF в России Сергей Григорян. – Прогнозировать сейчас дальнейшее развитие событий невозможно. Подняв ставку до 20%, ЦБ принял единственно верное решение. Надо срочно остановить отток денег из банков, поддержать и их, и людей. Несмотря на то, что ряд банков подвергся жестким санкциям, внутри страны они работают в прежнем режиме. Сейчас ставки по рублевым вкладам подросли до 21%, по долларовым — до 8%, а по депозитам в евро — до 7%. В нынешних условиях это достаточно привлекательный вариант, учитывая, что инфляция значительно превысит те прогнозные показатели, что ЦБ давал в начале 2022 года».
Логика поведения банков понятна: у них колоссальный дефицит ликвидности, им срочно нужны средства, и они готовы платить повышенный процент за пользование деньгами физических лиц, отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сейчас бессмысленно строить догадки относительно параметров инфляции в текущем году. Ясно только, что она будет двузначной, причем надолго. Ставки по рублевым депозитам в пределах 19-21% позволят людям как минимум сохранить капитал. Сейчас это задача номер один для всех, у кого есть свободные средства. Дальнейшие сценарии могут быть любые, и зависят они множества факторов — от санкционных трендов до ставки ЦБ и наличия валюты на межбанковском рынке. Остается лишь надеяться, что нынешние, экстремальные для финансовой системы условия изменятся в лучшую сторону.
«Куда ни кинь, всюду клин», – размышлял в рекламном ролике начала 90-х незабвенный Леня Голубков, покупая со своей скромной зарплаты акции «МММ». – напомнил финансовый аналитик Сергей Дроздов, – Сегодня ситуация аналогичная: либо наши сбережения «сгорят» под матрасом, либо… Наверное, рублевые депозиты по ставке в 20% годовых можно рассматривать как приемлемый способ сохранить деньги. Но проблема в следующем: у нас все определяется курсом рубля. А с 2017 года власти проводят политику целенаправленного ослабления национальной валюты. И любое негативное событие становится триггером, который подкашивает курс рубля еще больше. Что касается банков, то они предельно зарегулированы и будут делать то, что скажет ЦБ. Самое главное для регулятора сейчас — не допустить среди населения панических страхов за свои сбережения. Удастся ли?».
Пока инфляция не приблизится к уровню процентных ставок по депозитам, размещать средства в банках будет выгодно. Но только на короткий срок – 3-5 месяцев, говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. Но если в стране начнется галопирующая инфляция — в десятки процентов, любые депозиты станут невыгодны, а ЦБ едва ли станет повышать ставку еще больше. Так что нужно следить за параметрами инфляции и на отметке в 15% (при средней ставке депозитов в 20%) забирать деньги из банков, советует эксперт.
Георгий Степанов
По материалам: “Московский комсомолец”