Российский авторынок будет брать курс на Восток

Российский авторынок на фоне усиления санкций вынужден перестраиваться

pixabay.com

Дилеры в ежедневном режиме пересматривают ценники на автомобили, сервисы срочно закупаются ходовыми запчастями, а ведущие европейские производители один за другим объявляют о приостановках поставок и продаж автомобилей. «Октагон» узнал, что ждёт российских автолюбителей в 2022 году где, какие машины мы будем покупать и по каким ценам.

Автомобильный рынок последнюю неделю переживает серьёзный кризис. За последние дни заявления о приостановке поставок сделали бренды концерна VAG – Skoda, Volkswagen, Audi. Решение коснулось всех машин, даже тех, что собираются в России (это практически 12 процентов от всех проданных в стране в прошлом году). Приостановку экспорта автомобилей объявили и американские General Motors и Ford. Аналогичные меры предприняла шведская Volvo и немецкая BMW. Прямо сейчас обдумывает приостановку японский концерн Mitsubishi Motors.

– Стоит ожидать, что в ближайшее время мы столкнёмся с самым крупным дефицитом машин за последние 20 лет. Это будет связано с санкциями, из-за которых поставка электропроводников для новых авто станет ещё более затруднительной. Всё это, скорее всего, приведёт к сильнейшему дефициту машин на рынках – как первичном, так и вторичном, – отмечают в сервисе подбора автомобилей «Автокод».

Машины появились в салонах, но их перестали брать

– От импортёра машины сейчас к дилерам не поставляются – работаем с тем, что есть. Сейчас можем предложить Volkswagen Polo в хорошей комплектации за 2,1 млн рублей. Да, неделю назад были подобные автомобили и за 1,5 млн рублей, но сейчас ситуация изменилась и ценники переписываются каждый день, – рассказали в одном из дилерских центров Volkswagen в Уфе.

Как поясняют в российских дилерских центрах, у них скапливается определённый запас автомобилей. Ещё в конце 2021 года эти машины быстро раскупили бы, но из-за резкого повышения цен спрос начал охладевать.

«Поток покупателей в последние дни стал высоким, но на продажах это мало сказывается – люди в шоке от цен, им тяжело их принять, но сегодняшняя высокая цена завтра будет ещё выше». – Дилерский центр Skoda в Екатеринбурге.

– У нас стоит Skoda Octavia в базе. В 2020 и 2021 году в наличии их не было – всё продавалось ещё до привоза в центр. Сейчас в шоуруме она продаётся за 2,3 млн рублей, а уже завтра цена на неё будет повышена, – рассказали в дилерском центре Skoda в Екатеринбурге.

Чтобы хоть как-то подогреть покупателей, салоны идут на различные уступки. В компании Major Auto «Октагону» сообщили, что купить автомобиль можно за валюту. У компании есть свой собственный банк «Автоторгбанк», офисы которого работают в дилерских центрах.

– Часть покупки клиенты могут оплатить в кассе за валюту. Там довольно хороший курс на её покупку выше 90 рублей. Но эти условия действуют только при заключении договора купли-продажи, кассы валюту не покупают и не продают, – рассказали в одном из дилерских центров компании в Москве.

Санкции сориентируют рынок на секонд-хенд

На фоне роста цен на новые автомобили произошёл резкий рост спроса на сегмент подержанных машин.

– Наблюдается увеличение спроса на вторичном рынке автомобилей массового сегмента. Общий объём продаж в дилерских центрах вырос примерно на треть, – отмечает гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Судя по всему, вторичный рынок будет и дальше наращивать объёмы. К этому сегменту могут присоединиться не только машины с российского рынка, но также машины из Европы, которые могут поставляться в страну от перегонщиков, и праворульные машины из Японии.

– Уровень продаж новых автомобилей сократится из-за совокупного роста цен к концу 2022 года и перебоев в поставках. Базовый прогноз по продажам новых автомобилей в России в 2022 году подразумевал сокращение рынка на три процента. Сейчас нельзя дать однозначные прогнозы в связи со сложившейся геополитической ситуацией, – пояснил «Октагону» независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, предположив, что текущую ситуацию не смогут пережить небольшие игроки в отрасли.

Не добавляет позитива авторынку и резкое увеличение Центробанком ключевой ставки.

– Можно предположить, что количество клиентов на покупку машины в кредит уменьшится, – поясняет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Но покупатели могут их и не испугаться, понимая, что поставки новых автомобилей могут быть остановлены на непрогнозируемый срок, а цены на них могут вырасти. Велика вероятность, что какие-то из банков либо прекратят выдавать кредиты, либо будут оперативно пересматривать ставки, – заключил Сергей Удалов.

Азиатские бренды расширят свою долю

В сложившейся обстановке российский рынок может претерпеть и структурные изменения. Ещё в начале года «Октагон» указывал на появление нового тренда на российском рынке – наращивание китайского сегмента. Например, доля китайского Haval в 2021 году составила 3,3 процента (в 2020 году – 1,5 процента). Конечно, на фоне европейских и корейских брендов, их доля не велика, но уход «европейцев» приведёт к перераспределению доли азиатских брендов – корейских и китайских.

– В случае ухудшения внешнеполитической обстановки и связанного с ней ограничения деятельности американских и европейских брендов в России китайские автоконцерны с большой долей вероятности попробуют увеличить свою долю рынка за счёт расширения модельного ряда и открытия дополнительных производств для сборки своих автомобилей на территории РФ. Таким образом, доля брендов из КНР на российском авторынке в ближайшей перспективе увеличится. Но даже в этом случае китайские автопроизводители будут по-прежнему сталкиваться с трудностями в премиум- и люкс-сегментах, – пояснили «Октагону» в пресс-службе группы компаний «АВТОDОМ».

Хуже всего будут обстоять дела в премиальном сегменте, до которого китайские бренды ещё недотягивают в представлении потребителей и который получит самые разрушительные последствия из-за блокировки поставок, так как в России такие машины не собираются, а завозятся из-за рубежа.

– При этом запрет может быть введён не только на поставки самих автомобилей люксового сегмента, но и запасных частей для их ремонта и обслуживания, – поясняет изданию ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Если нет денег на новый автомобиль, лучше чинить старый

По словам участников рынка, проблемы с запчастями могут испытать и обычные потребители. Но дефицит оригиналов будет решён за счёт поставок контрафактной продукции, с которой в обычное время российские надзорные органы активно боролись.

– Думаю, что адекватные прогнозы можно будет дать не раньше, чем через три – четыре недели, когда будет хоть какая-то стабилизация и понимание, как будет выглядеть окончательный пакет, лежащий в пакете с пакетами санкций. Но уже понятно, что история с дефицитом материалов, компонентов и, самое главное, острая проблема с дефицитом кадров только усугубится. Из-за ковидных ограничений мы уже получили увеличение сроков поставки и естественно их удорожание, – пояснил «Октагону» директор сети автосервисов FIT SERVICE Данил Соловьёв, подчеркнув, что ещё месяц назад компания оценивала рост стоимости обслуживания автомобиля в текущем году на 20–22 процента. По его словам, сейчас компания сформировала большой складской запас запчастей.

Впрочем, считают эксперты, полного коллапса с запчастями ожидать не следует.

Если Россия не сможет использовать продукцию ведущих производителей, которыми в основном являются компании из США, то страна перейдёт на продукцию китайцев, например SMIC, – говорит гендиректор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев:

– Конечно, на время перехода российские сборочные предприятия могут приостановиться, но это не будет длительным, так как сейчас новые запчасти имеются на складах в большом ассортименте. Что касается рынка подержанных автомобилей, то там будет всё проще – запчасти будут перекрываться с разборок.

Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Рынок недвижимости замер в ожидании

Далее

На КЭФ сибиряков научат делать соленья

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru