Швейцария открыла охоту на 11 миллиардов евро, размещенных в стране российскими гражданами
Швейцария все-таки решилась на революцию. Она приняла решение ввести финансовые санкции в отношении России. Первыми жертвами стали самые «неподходящие» для этого люди – российский президент, председатель правительства и глава МИД. Все они по факту недостижимы для санкций. Таким образом в обмен на политическую декларацию швейцарские власти пожертвовали репутацией «безопасной гавани», которую сами себе создавали на протяжении последних 200 лет.
Нейтралитет Швейцарии стал признанным международным фактом после Венского конгресса 1815-го года. Он смог выдержать испытание даже Второй мировой войной, когда страна превратилась в пылесос для финансовых ресурсов от всех стран-участниц. В 1934 году специально для этого в Швейцарии был принят закон о тайне банковских вкладов, разрешавший создание анонимных номерных счетов. Главным мотивом принятия этого акта стала защита капиталов богатых людей от попыток конфискации их фашистами и нацистами. Но в итоге этот закон позволил открывать анонимные счета всей гитлеровской верхушке.
Все в прошлом
Последние сомнения относительно серьезности намерений Швейцарии развеял министр иностранных дел Иньяцио Кассис, который сейчас исполняет функции президента конфедерации. Он пообещал «применить все европейские санкции и заморозить российские авуары». Для страны, которая до 1986 года сторонилась даже ООН, стремление «взять под козырек» перед решением ЕС выглядит трагикомедией, и может быть объяснено лишь результатом большой информационной кампании, которая ведется против Швейцарии на протяжении последних десятилетий. Центром этой кампании стали швейцарские банки, секреты которых запрещал раскрывать закон 1934 года.
Первый удар обрушился на них в конце 1990-х годов, а центром для атаки стал банковский конгломерат UBS, созданный в декабре 1997 года, который намеревался выйти на американский финансовый рынок. Это желание приостановил охранник банка, который в январе 1998 года во время ночного дежурства «случайно» заметил в коридоре мешки с документами, предназначенными для уничтожения. Заглянув в них (не иначе как из простого любопытства), сторож опытным глазом обнаружил: речь идет о документах, доказывающих участие UBS в продажах имущества евреев в годы Второй мировой войны. После чего спрятал эти документы под курткой и доставил их прямиком в израильскую культурную общину города Цюриха.
В те годы интернет еще не получил большого распространения, и подобные операции носили «аналоговый характер». Но зато эффект от этой операции был куда более мощным. Тем более, в отличие от основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, охранник получил «полный фарш» от властей США – политическое убежище, поддержку СМИ и адвокатов, которые готовы были превратить уголовное преступление, совершенное по швейцарским законам, в продолжение Нюрнбергского трибунала, включив в список обвиняемых швейцарских банкиров. Попытки властей страны защитить своих финансистов привели к тому, что атака на UBS приобрела межгосударственный характер. В результате швейцарским банкам пришлось согласиться на компенсацию в размере 1,25 млрд долларов оставшимся в живых жертвам Холокоста или их потомкам. На какие еще уступки пришлось пойти швейцарцам, так и осталось неясным, но в итоге UBS оказался на американском рынке.
Но через десять лет UBS накрыл новый скандал. В 2008 году Федеральная налоговая служба (IRS) начала расследование в отношении резидентов США, подозреваемых в сокрытии налогооблагаемых доходов на офшорных банковских счетах в UBS. И уже в мае того же года сотрудники американской прокуратуры допрашивали задержанных топ-менеджеров банка, которых обвинили в оказании помощи в сокрытии налогов. В июле 2008 года власти Штатов потребовали в суде от UBS данные о 19.000 американских владельцах офшорных счетов. Это требование было вскоре серьезно подкреплено финансовым кризисом, который, по сути, положил на лопатки всю мировую банковскую систему, отдав ее судьбу на откуп американскому казначейству, которое могло помочь любому банку, работавшему на территории США. А могло и отказать.
Дело опять закончилось не очень очевидной сделкой. В феврале 2009 года UBS выдал властям США триста имен их граждан (из 19 тысяч) и заплатил штраф в размере 780 млн долларов США. Очень большая группа людей из этого списка поспешила оформить «явку с повинной» – добровольно раскрыть информацию в обмен на отказ от уголовного преследования.
Последний удар
Следующей жертвой стал еще один швейцарский банк, также претендующий на роль полноценного международного финансового холдинга – Credit Suisse. 20 февраля международный консорциум журналистов-расследователей (OCCRP) начал публикацию «Секреты Credit Suisse» – серия журналистских расследований, основанная на утечке данных о банковских счетах этого банка. Источником утечки стал некий аноним, который еще год назад передал германской газете Süddeutsche Zeitung данные, проливающие свет на то, как Credit Suisse открывал счета для замешанных в коррупции политиков и даже преступников. Это, конечно, не нацисты, хранившие в Швейцарии золото убитых евреев, но зато гораздо ближе к телу. Точнее сказать, к телам этих самых ВИПов, открывавших счета в почтенном кредитном учреждении «анонимного» государства и не предполагавшие, что личные данные, касающиеся их семей и других близких связей, окажутся по лупами журналистов нескольких десятков СМИ. И эти журналисты уже будут решать, стоит ли предавать информацию гласности или погодить.
Переданные неизвестным сведения содержали информацию более чем о 18 тысячах счетов, открытых с 1940-х и примерно до середины 2010-х годов. Считается, что в материалах мало данных о держателях счетов из самых крупных стран мира, в том числе из США, России, Китая и Бразилии. Но в данной ситуации все эти «счеты» могут иметь совершенно условный характер. С учетом того, что Credit Suisse и UBS – два крупнейших швейцарских банка, а большинство остальных называются банками очень условно, можно смело утверждать, что в феврале 2022 года Швейцария утратила свое УТП (уникальное торговое преимущество) – возможность открывать счета в «настоящих» кредитных учреждениях, не опасаясь того, что эта информация станет публичной.
А завтра была война
Сегодня, по сути, у швейцарских властей нет никаких шансов хранить банковскую тайну. Именно этим и объясняется такая покорность, с которой они готовы применять санкции по первому крику ЕС. В противном случае их ждут неизбежные и масштабные разоблачения. Легче сдать богатых россиян, чем вообще всех. Пока упоминаются имена нескольких сотен клиентов. Тем более интересна история одного из видных «российских швейцарцев» – Виктора Вексельберга, который попал под санкции еще до начала спецоперации на Украине, но сумел добиться в суде их смягчения. 17 февраля Федеральный суд Швейцарии обнародовал решение, обязав швейцарский почтовый банк Postfinance возобновить обслуживание миллиардера, несмотря на санкционные меры США.
Теперь уже очевидно, что данное решение окончательное. Шансов защитить свои тайны у владельцев швейцарских счетов практически нет. А расследование
«злодеяний» в Credit Suisse тем временем продолжается. На этот раз легкой добычей газеты Financial Times стала информация о попытках инвесторов уничтожить документы, касающиеся яхт и частных самолетов состоятельных клиентов. По данным газеты, Credit Suisse пытается остановить утечку информации о кредитах попавшим под санкции бизнесменам. Так что новые швейцарские банки и их русских клиентов ждут удивительные приключения.
Александр Кузьмин
По материалам: “Наша Версия”