«Фонд Шредингера»

Валютные БПИФы и ETF спасли инвесторов от серьезных потерь

pixabay.com

В результате мощнейшего обвала котировок российских активов на МосБирже, начавшегося в день старта специальной военной операции ВС РФ на территории Украины, российские фонды на широкие индексы зарубежных рынков, номинированные в валюте, справились со своей защитной ролью и поддержали портфели частных инвесторов как в валютном, так и в рублевом выражении. «Известия» разбирались, что будет с этим типом активов после открытия торгов на МосБирже.

Со щитом, а не на щите

В беседе с «Известиями» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев обратил внимание на то, что в день начала спецоперации ВС РФ номинированные в валюте БПИФы на МосБирже падали вместе с остальными активами, и управляющие компании приняли решение о временной приостановке операций выдачи, обмена и погашения инвестиционных паев, объяснив это желанием защитить интересы их владельцев, которые могут понести убытки, так как в текущих рыночных условиях правильный расчет справедливой стоимости пая сильно искажен или невозможен.

Здесь и далее по тексту нужно обозначить следующее: поскольку торги на МосБирже, кроме валютной секции, не будут проводиться как минимум до 9 марта, речь о котировках и валютной переоценке биржевых активов идет, по сути, в ситуации отсутствия рынка как такового.

Тем не менее соответствующие котировки действительно падали 24 февраля. Согласно данным МосБиржи, худшую динамику показал фонд «Альфа-Капитал Технологии 100» (AKNX) — минус 18,9% за день. У других фондов потери были менее заметными: минус 9,7% у «Альфа-Капитала S&P 500» (AKSP), минус 7,5% у «ВТБ Акции компаний США» (VTBA), минус 4,7% у «Тинькофф S&P 500» (TSPX) и минус 3,9% у «Альфа-капитал Европа 600» (AKEU). Единственный подорожавший по итогам дня фонд — «Тинькофф NASDAQ» (TECH) — прибавил 4,4%.

Но на следующий день, когда торги проводились в последний раз, почти все фонды заметно отскочили вверх: от 4,4% до 30,7%.

При этом важно понимать, что сами фонды чувствительны к курсу рубля, так как продаются и покупаются за иностранную валюту. Поэтому продолжающиеся торги в валютной секции привели к заметной рублевой переоценке этого вида активов. Таким образом, в рублевом выражении с 24 февраля к 5 марта их стоимость в российской валюте взлетела в диапазоне от 28,3% до 46,9%.

Кто тут главный

Теперь самый важный вопрос — что произойдет с самими фондами как видом биржевых активов со стартом торгов на МосБирже. «Известия» обратились с запросом к нескольким из перечисленных выше управляющих компаний, но ответа не получили. Поэтому в прогнозе будущей ситуации приходится опираться только на мнения биржевых аналитиков и трейдеров.

В числе вопросов, которые «Известия» задавали своим собеседникам: произойдет ли обвал котировок российских фондов на западные индексы, существует ли вероятность их массовой распродажи владельцами, а также могут ли зарубежные регуляторы изъять или арестовать активы этих фондов.

— Для начала надо хотя бы дождаться открытия торгов. Безусловно, эти вопросы важны, и я полагаю, что старт торгов невозможен без проработки этих вопросов. Сложности возникнут и у маркетмейкеров, и у брокеров. Я не исключаю, что даже после старта торгов на фондовом рынке торги ETF/БПИФ некоторое время не будут проводиться, по крайней мере, до момента, когда волатильность снизится, — отвечает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

В свою очередь, аналитик КСП «Капитал» Михаил Беспалов добавил, что при текущих условиях сложно исключать даже казавшиеся самыми невероятные сценарии развития событий. При этом основные риски связаны скорее не с особенностями работы какого-то конкретного инструмента, а с ситуацией на российском рынке в целом и с тем, как действия регуляторов и санкции отразятся на работе компаний.

Чисто технически изъятие активов управляющих компаний вряд ли возможно, поскольку во многих странах в принципе нет такого понятия, как конфискация, успокаивает директор по инвестициям «БКС Мир инвестиций» Михаил Кузин. Но в то же время собеседник «Известий» считает, что со стартом торгов этими инструментами они могут отклоняться от западных индексов, повторять которые по сути должны в силу специфики самих инструментов.

— Они могут отклоняться от индексов в силу того, что они торгуются через маркетмейкера. Маркетмейкер стоит и на покупку, и на продажу. Если будут большие продажи, то, как мы видели это на прошлой неделе, маркетмейкеров «пробивали», слишком много им продавали, и они уходили из стаканов, — объясняет эксперт. — Безусловно, сейчас маркетмейкеры подготовились к подобному развитию событий, но нельзя исключать повторения подобной истории, потому что во многом ситуация будет зависеть от компании, которая работает маркетмейкером. У кого-то больше возможностей, у кого-то меньше.

Отвечая на вопрос о возможности массовой распродажи инвесторами, желающими зафиксировать доходность этих инструментов, Михаил Кузин сказал, что с точки зрения психологии торговли на рынке урон уже нанесен в определенной степени. Поэтому вполне естественно, что инвесторы будут с большой долей осторожности относиться к таким активам, которые торгуются вне российской юрисдикции, потому что раньше мы жили в эпоху открытого мира, а сейчас он стал закрытым. И в дальнейшем риски будут анализироваться по-другому, и диверсификация будет более высокая.

С другой стороны, полагает директор департамента рынков капитала Accent Capital Андрей Аржанухин, с учетом нынешней ситуации любой актив, номинированный в иностранной валюте, выглядит крайне привлекательно, если инвестор мыслит рублевыми категориями. Но предсказать в нынешней ситуации динамику любых индексов крайне сложно, при этом в долгосрочной перспективе такие инструменты могут быть очень востребованными, так как понятие валютной диверсификации для инвесторов приобретет больше смысла.

— В краткосрочной перспективе сложно оценить поведение российских инвесторов в силу возросшего влияния эмоциональных факторов. Если оценивать долгосрочный потенциал подобного рода инструментов, то вероятность роста спроса довольно велика, — отмечает Аржанухин.

Дело техники

Тем не менее в отношении этих инструментов остаются чисто технические и узкопрофессиональные вопросы, подробно анализировать которые пока никто не берется. Одно из интересных мнений в беседе с «Известиями» высказал трейдер и автор Telegram-канала usertrader Олег Харитонов. По его словам, в текущей ситуации БПИФы могут превратиться в обычные ПИФы, сделки с которыми можно совершать через агента.

— Пока регуляторы на Западе не отвечают, что будет с их активами — какие будут применимы процедуры. В любом случае западные активы будут токсичными для инвестора из России. Это такая же валюта, как и доллары на счету в банке, — говорит он.

Также по просьбе «Известий» автор Telegram-канала РДВ опросил свои источники и задал им те же вопросы. Один из его собеседников, представившийся сотрудником компании-провайдера ЗПИФов, отметил, что существует высокий риск распродаж инвестиционных бумаг в БПИФах и последующей выплаты денежных средств пайщикам. Вместе с тем остается вопрос, как будут работать с российскими компаниями зарубежные посредники.

— Тот же Евроклир. Он западный, и неизвестно, как в дальнейшем это всё будет работать. Это крупнейший провайдер, через которого в России многие работают и осуществляют расчеты, — поделился своим мнением источник РДВ.

Александр Лесных

По материалам: “Известия”

Ранее

Дьявол в деталях

Далее

«Боимся, что пенсию не получим. Но на Киев мы, конечно, сердимся»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru