РЖД получит из ФНБ 363 млрд рублей на три стройки
Правительство определилось с железнодорожными проектами, на которые будут выделяться средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие годы, выяснили «Известия». РЖД до 2027 года получит из фонда 363 млрд рублей на три стройки, сообщил изданию источник в Минэкономразвития, которое отвечает за список и экспертизу проектов. На новые ветки Московских центральных диаметров (МЦД) планируется направить 105 млрд рублей, на Северный широтный ход — 70,3 млрд рублей, на расширение БАМа — 188 млрд рублей. Обсуждается и возможность направить средства ФНБ на проект высокоскоростной магистрали до Санкт-Петербурга (ВСМ) — 468 млрд рублей. Но эксперты считают логичным отказаться от него, перераспределив финансирование на более приоритетные проекты.
Московские диаметры
«Российским железным дорогам» (РЖД) планируют выделить 363 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2022–2027 годах на реализацию трех инфраструктурных проектов, рассказал «Известиям» источник в Минэкономразвития. Первый — это развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (300 км путей). На этот проект правительство выделит 105 млрд рублей из ФНБ в 2022–2024 годах через выкуп привилегированных акций монополии, сообщил собеседник издания.
Деньги пойдут на строительство новых веток московских диаметров. В 2019 году было запущено движение по двум первым диаметрам — «Белорусско-Савеловскому» и «Курско-Рижскому», еще три ветки должны быть достроены до 2025–2026 годов, заявляла в конце 2021-го московская мэрия. При этом общую стоимость этого проекта Минэкономразвития оценило в 622,2 млрд рублей: помимо средств ФНБ, из федерального бюджета будет выделено 47,5 млрд рублей, из бюджета Москвы — 150 млрд рублей, еще 319,5 млрд рублей вложит сама РЖД из своей инвестпрограммы.
Железнодорожные подходы к Арктике
Второй проект, в который правительство направит средства ФНБ, — это Северный широтный ход (СШХ) протяженностью 707 км, рассказал источник. Новая магистраль поможет освоению месторождений на Ямале и свяжет полуостров с другими регионами страны для вывоза 23,9 млн т грузов из региона.
Новый маршрут позволит сократить путь для грузоотправителей более чем на 800 км и уменьшит время в пути на двое-трое суток, пояснил собеседник «Известий» в Минэке. Кроме того, новая дорога поможет высвободить провозные мощности южного хода.
В целом инвестиции в СШХ составят 517 млрд рублей. При этом разные участки магистрали будут финансировать разные структуры. Сейчас модель СШХ поделена на шесть участков, 70,3 млрд рублей из ФНБ будут направлены на самый сложный этап — строительство железнодорожного моста через реку Обь с подходами общей протяженностью 39 км, сообщил «Известиям» собеседник в министерстве. Деньги выделят несколькими траншами в период с 2023 по 2027 год включительно, уточнил он. Кроме этого, под строительство моста правительство ЯНАО привлечет инфраструктурный кредит в размере 35 млрд рублей. Еще 6,3 млрд рублей на этот этап заложены в инвестпрограмму РЖД, добавил собеседник.
— Тариф на перевозку по концессионному участку (вновь построенным участкам хода) будет установлен таким образом, чтобы полная стоимость доставки грузов через СШХ не превышала стоимость перевозки по южному ходу,— рассказал он.
Реконструкция действующего участка Северной железной дороги от станции Коноша (Архангельская область) до станции Обская (Ямало-Ненецкий автономный округ) обойдется РЖД в 142,3 млрд рублей. Эти расходы также уже заложены в инвестпрограмму госкомпании, пояснил источник.
Строительство нового участка дороги Салехард–Надым обойдется в 189,4 млрд рублей. Его реализацией займется концессионер — ООО «СШХ». Компания должна привлечь средства частных инвесторов, капитальный грант и корпоративные займы участников общества.
В феврале гендиректор РЖД Олег Белозеров в интервью «Коммерсанту» рассказал, что пока концессионное общество закреплено за компанией, но монополия планирует продать долю в нем банковским структурам. Какие банки заинтересованы в покупке, он не уточнил. В 2018 году обсуждался вариант, что кредитовать проект СШХ будет синдикат из пяти банков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ВЭБ и ЕАБР.
Четвертый участок СШХ — реконструкция 104 км Свердловской железной дороги от Надыма до Пангод — будет профинансирован «Газпромом» (40,1 млрд рублей). Последние пятый и шестой участки Свердловской дороги (от Пангод до Нового Уренгоя и от Уренгоя до Коротчаева) реконструируют за счет инвестпрограммы РЖД. Деньги будут выделять частями с 2021 по 2028 год.
Наконец, третьим железнодорожным проектом, в который инвестируют средства ФНБ, станет развитие восточной части БАМа под вывоз угля с месторождений в Якутии в восточном направлении. Это обеспечит прирост грузовой базы еще на 16,6 млн т грузов. В ФНБ на проект заложено 188 млрд рублей.
Справка «Известий»
В утвержденном списке проектов, планируемых к финансированию за счет средств ФНБ, — 12 позиций, на которые кабмин направит более 4,3 трлн рублей из ФНБ. Из них 2,5 трлн — до 2024 года. Деньги пойдут на развитие сети автомобильных и железных дорог, ЖКХ, закупку отечественных самолетов и подвижного состава для петербургского метро, сообщил «Известиям» источник в Минэке.
На высокой скорости
На проект высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург средства ФНБ заложены в размере 468 млрд рублей, уточнил собеседник в Минэке. Но их выделение запланировано только в 2023-м, уточнил источник. Ранее начать строительство планировалось в этом году, завершить — в 2027-м. Общая стоимость проекта оценивалась в 1,4–1,7 трлн рублей.
Представитель Минэка подтвердил «Известиям», что сейчас в обсуждениях фигурируют указанные суммы. При этом параметры финансирования, включая максимальную сумму из ФНБ, еще обсуждаются.
— По проектам, согласованным президентом, продолжается работа по их оценке. В текущих условиях особенно важно наращивать внутренние инвестиции, вкладывать средства фонда в развитие экономики. Вопрос о финансировании проекта ВСМ сейчас прорабатывается, окончательное решение — за президентом. На строительство ВСМ Москва–Санкт-Петербург действительно предполагалось выделить из фонда 468 млрд рублей, — уточнил он.
В пресс-службе Минфина, Минтранса и РЖД отказались от комментариев. «Известия» направили запрос в «Газпром».
По словам гендиректора Infoline-аналитики Михаила Бурмистрова, отказ от финансирования проекта ВСМ из средств ФНБ выглядел бы не просто логичным, а неизбежным в нынешних условиях рынка.
— ВСМ, которая и раньше вызывала большие вопросы с точки зрения экономической эффективности, в сегодняшних условиях окончательно потеряла актуальность. И здесь повлиял целый комплекс факторов — и рост процентных ставок, и ожидаемое резкое снижение реальных доходов населения и экономической активности, и проблемы с финансированием из госбюджета. Сейчас приоритетными становятся проекты, связанные с возможностью обеспечить вывоз сырья на экспорт, с фокусом на восточный полигон и страны Азии, — сказал эксперт.
Он считает, что заложенные под проект ВСМ средства ФНБ целесообразно перераспределить на ключевые стройки МЦД, СШХ и БАМ, где с учетом роста цен на строительные материалы и работы неизбежно потребуется дополнительное финансирование.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавил, что проект ВСМ, помимо технических сложностей, требует выкупа земель и расселения жителей на территории пути следования. Также по ВСМ не до конца понятна грузовая база, уточнил эксперт.
Насчет других указанных проектов Михаил Бурмистров отметил, что с привлечением подрядчиков проблем возникнуть не должно, так как российские строители будут сфокусированы на выполнении крупных госзаказов на фоне сворачивания частных строек и инвестпроектов иностранцев.
По словам источника в Минэке, в ведомстве считают важным, что средства ФНБ будут направлены на рост экономики. Ранее первый зампредседателя правительства Андрей Белоусов обращал внимание на необходимость создания благоприятных условий для привлечения внутренних капиталовложений. А глава Минэкономразвития Максим Решетников ответом на новые ограничительные меры в отношении России называл наращивание вложений в инфраструктуру, укрепление инвестклимата и поддержку национального бизнеса.
Анастасия Львова, Ирина Цырулева
По материалам: “Известия”