Шины дорожают вслед за автомобилями
Весна только началась, а летние покрышки уже подорожали на треть по сравнению с прошлым годом. Об этом свидетельствуют данные исследования Avito, подготовленного по запросу «Известий». Сейчас средняя стоимость комплекта покрышек составляет 10 550 рублей. Между тем, несмотря на приостановку деятельности ряда крупных производителей в нашей стране, эксперты не отмечают ажиотажа с приобретением шин. Стоит ли ждать дефицита и как сэкономить на покупке летней резины, выясняли «Известия».
Уходят из России
За прошедшие две недели несколько крупных производителей шин заявили о приостановке своей деятельности в нашей стране. Во вторник, 14 марта, такое решение приняла французская компания Michelin.
«Учитывая ограничения операционной деятельности, вызванные трудностями с поставками сырья и полуфабрикатов, нарушенными финансовыми потоками и волатильностью обмена курсов, принято решение временно приостановить работу завода «Мишлен» на производственной площадке «Давыдово» с 14 марта, а также ввоз новой продукции в Россию. О дальнейших планах будет сообщено дополнительно в зависимости от развития ситуации», — сообщили в пресс-службе российского офиса Michelin.
Несмотря на вынужденный простой, поставки готовой продукции осуществляются в прежнем режиме, отметили в компании.
«В настоящий момент производятся отгрузки, исходя из наличия шин со склада «Давыдово». Могут наблюдаться сложности с наличием некоторых типов продукции, однако она по-прежнему доступна в шинных центрах», — заявили «Известиям» в пресс-службе Michelin.
Также с 14 марта приостановлен экспорт в Россию покрышек Bridgestone, а новые инвестиции японского производителя в нашей стране заморожены, говорится в заявлении компании. Кроме того, с 18 марта намечена приостановка работы завода Bridgestone в Ульяновске. Ранее о приостановке деятельности в России заявила компания Continental. Причем если другие производители шин объясняют свое решение трудностями в поставках сырья из-за нарушения логистических схем и ростом курса валют, то в немецкой компании заморозку связывают с геополитической ситуацией.
Некоторые производители шин, напротив, не планируют ограничивать свою деятельность в России. Например, компания Nokian опровергла появившуюся в конце февраля информацию о закрытии завода в Ленинградской области.
«Предприятие продолжает работать в штатном режиме, мы будем обеспечивать поставки нашим российским клиентам, так же как и экспортные», — пообещал в начале марта генеральный директор Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов.
Сырьевые трудности
Возобновление работы заводов по производству покрышек может затянуться из-за нехватки сырья, считают специалисты отрасли. По словам испытателя шин издания «Авторевю» Олега Растегаева, такие компоненты резиновой смеси, как сажа, сера, искусственный каучук и силика (диоксид кремния), выпускаются отечественными предприятиями. Основными поставщиками натурального каучука являются Вьетнам, Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии, которые не заявляли о каких-либо ограничениях и санкциях в отношении России. Однако ряд химических компонентов, необходимых для создания покрышек, производится в Европе, подчеркнул он.
«Это, прежде всего, различные присадки, масла, отвердители, благодаря которым во многом и формируются свойства той или иной модели шины. Найти альтернативу поставщикам этих компонентов будет проблематично», — заявил «Известиям» Олег Растегаев.
Какие шины будут в дефиците
В компании Avito считают, что проблем с выбором необходимой модели и типоразмера покрышек на данный момент нет. На их сайте представлено более 700 тыс. объявлений о продаже летней резины.
Не отмечают ажиотажного спроса на шины и независимые специалисты. По словам маркетолога компании Auto3N Марины Белоглядовой, ситуация с покрышками на рынке достаточно спокойная.
«В настоящий момент мы не видим резкого увеличения спроса на шины. Однако рост цен на них достаточно серьезный: некоторые модели шин подорожали на 50%», — сообщила она «Известиям».
По мнению Олега Растегаева, многие автомобилисты пока еще не задумывались о смене резины. Он не исключает, что через какое-то время владельцы некоторых моделей автомобилей могут столкнуться с трудностями в поиске шин. По его словам, в зоне риска в первую очередь машины с колесами большого размера (20 дюймов и больше).
«Как правило, такие типоразмеры поставляются на заказ, на складах у продавцов этих шин немного. В условиях приостановки экспорта и нарушения привычных логистических маршрутов с их доставкой в нашу страну могут возникнуть сложности», — полагает он.
Кроме того, эксперт не исключил, что из-за нехватки сырья в перспективе с перебоями по выпуску шин столкнутся и другие производители покрышек в нашей стране, в том числе и отечественные бренды.
Перейдут на вторичку
Рост цен на новые шины, а также их возможный дефицит заставят автомобилистов обратить внимание на подержанную резину, полагают специалисты. По мнению Олега Растегаева, в некоторых ситуациях (например, внезапный прокол, который возможно отремонтировать) «бэушная» покрышка может стать неплохой альтернативой.
К выбору такой резины надо подходить особо тщательно, предупреждает он. Помимо глубины рисунка протектора следует внимательно изучить боковину покрышки: при неправильном хранении она может деформироваться и потрескаться. От покупки такой шины лучше отказаться.
Также эксперт рекомендует проверить посадочную плоскость — ту часть шины, которая соприкасается с диском и обеспечивает герметичность колеса. Из-за потертостей, трещин и заусенцев на ней покрышка не будет плотно прилегать к диску и станет «травить» воздух, отметил Растегаев.
Кирилл Сазонов
По материалам: “Известия”