Кому выгодно запугивать россиян массовыми угонами автомобилей?

“Машины, как правило, выслеживались по конкретному vin-коду, под который у угонщиков были необходимые документы”

pixabay.com

В ближайшие несколько месяцев россияне рискуют столкнуться с массовым угоном автомобилей – такие мрачные прогнозы сегодня рисуют страховые компании. Они объясняют наметившийся тренд возникшим на фоне санкционного кризиса дефицитом запасных частей, утверждая, что в зоне риска окажутся все без исключения – и владельцы бюджетных Kia Rio, и обладатели роскошных Bentley. Некоторые эксперты увидели в этой страшилке второе дно – желание страховщиков поднять тарифы и значительно нарастить прибыль.

В прошлом году правоохранители фиксировали снижение числа угонов в России. Связывали это, как правило, с закрывшимися по причине пандемии коронавируса границами – машины реже угоняли «под заказ». Однако уже в ближайшее время тенденция, вероятно, будет переломлена, утверждают представители страховых компаний. По их оценкам, после введения санкций и резкого роста валютных курсов многие запчасти для автомобилей оказались недоступны. Поэтому, объясняют они, серые автосервисы ищут возможные схемы для дальнейшей работы. Один из наиболее понятных вариантов – создание разборов. Для этого в регионах будут угонять машины. Но так ли реалистичен прогноз?

Разобрать на части

Заместитель генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов сообщил «Октагону», что опыт прежних экономических кризисов показывает – в периоды нестабильности всегда заметно возрастает число хищений автомобилей.

– Сегодня уверенно можно предположить, что в сложившихся условиях дефицит запасных частей окажется архиострым. При этом поступление новых автомобилей на рынок фактически прекращено. Таким образом, многие машины будут угонять даже не столько для последующей эксплуатации, а для разборки их на детали, – пояснил собеседник.

Он подчеркнул, что гипердефицит запчастей коснётся всех автомобилей, поскольку большинство логистических цепочек на данный момент разорваны.

– Даже у эксклюзивных автомобилей, например Bentley, в стране нет ощутимого запаса деталей. Это и понятно: ещё недавно потребности в этом не было, проще было заказать нужные узлы, – отметил Иванов.

Он признал, что спрос на каско сохраняется, а стоимость полисов начинает заметно увеличиваться.

Лучшая защита от угона, сделал вывод Иванов, застраховать машину.

Ранее аналогичную позицию озвучили в «АльфаСтраховании». Там отметили, что «любой кризис негативно влияет на криминогенную обстановку».

Владелец одного из автосервисов Александр Николаев в разговоре с «Октагоном» подтвердил, что мастерские уже начали сталкиваться с дефицитом запасных частей. По его словам, сначала они значительно подорожали, а теперь и вовсе исчезают из продажи.

– Например, совсем недавно искали масляный фильтр на Audi: он вырос в цене с 2 до 15 тысяч рублей. Оригинальный фильтр сегодня трудно найти. Но это расходники, а с железками ситуация ещё хуже. С российских складов многие наименования уже выгребли, а поступление новых пока не предвидится, – объяснил собеседник.

Однако президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в разговоре с «Октагоном» разбивает аргументы страховщиков. По его мнению, сегодня нет никакого смысла угонять автомобили ради разбора на запчасти. Дело в том, отметил Травин, что этот рынок уже давно заполонили образцы из Китая – они пусть в массе своей и не очень высокого качества, но зато выпущены на заводах, должным образом упакованы и ранее не были в эксплуатации.

Скромные авто в цене

В прошлом году Mitsubishi, Toyota, Kia и Hyundai вошли в список самых угоняемых марок автомобилей. Об этом свидетельствует статистика крупнейших страховых компаний на рынке каско. Оказалось, что в зоне повышенного риска – Hyundai Creta, Hyundai Tucson, Hyundai Solaris, Kia Rio, Kia Sportage, Lexus LX, Mitsubishi Outlander, Toyota Camry и Toyota RAV4.

При этом в Москве список самых угоняемых автомобилей заметно отличается от российского. По данным компании «Росгосстрах», в столице угонщиков чаще привлекают Nissan X-Trail и Nissan Qashqai, Mercedes-Benz GL/GLS и Mercedes-Benz GLK/GLC. Кроме того, среди преступников вырос интерес к Audi A6, Porsche Macan и Mazda CX-5.

«Бизнес» по угону авто никуда не уходил, рассказал «Октагону» бывший начальник криминальной полиции одного из столичных районов, адвокат Евгений Харламов. По его словам, количество хищений транспорта для разбора действительно может возрасти.

«Преимущественно угонщиков будут интересовать автомобили из условного бюджетного сегмента – речь идёт о Kia, Renault и Hyundai»

Евгений Харламов, адвокат

Собеседники «Октагона» в правоохранительных органах утверждают, что пока уровень угонов остаётся примерно на прежнем уровне, но не исключают, что уже к лету ситуация может измениться.

– Группировки, специализирующиеся на угонах автомобилей, работают во всех регионах, но ранее в основном они специализировались на люксовом сегменте. Это было связано с большой маржой при реализации таких автомобилей. Машины, как правило, выслеживались по конкретному vin-коду, под который у угонщиков были необходимые документы. Тогда защитить свой автомобиль, снизить риск угона можно было, например, просто паркуясь не по месту регистрации автомобиля, это снижало риск стать жертвой угона, – пояснил собеседник издания в одном из уральских отделов по борьбе с организованной преступностью.

По его словам, члены ОПГ, которые угоняли массовые бюджетные модели, действовали преимущественно в приграничных регионах – в частности такие машины можно было сбывать в соседние страны, например в Казахстан.

Собеседник признал, что сегодня увеличиваются риски угонов машин из массмаркета – не для перепродажи, а именно для разборки на запчасти. В таком случае угонщик будет меньше рисковать – разборка чаще всего происходит в том же городе, где был угнан автомобиль. По словам оперативника, владельцам следует позаботиться о защите машины от угона. Штатные сигнализации в этом случае не лучший помощник, куда надёжнее, хотя и заметно дороже, установить охранные системы с радиометками и GPS-маяками.

Впрочем, председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач усмотрел в этой истории руку страховщиков. По его мнению, проблема дефицита запасных частей во многом преувеличена, он прогнозирует, что совсем скоро каналы поставок комплектующих будут отстроены.

– Конечно, сейчас страховщики на фоне этой ситуации хотят увеличить свои тарифы. Можно прогнозировать, что каско существенно вырастет в цене. В итоге нагрузка на бюджет граждан вновь увеличится, – пояснил «Октагону» Храпач.

Таким образом, говорят специалисты, история с массовыми угонами почти всегда выглядит беспроигрышно. Особенно в те времена, когда прибыли у бизнеса падают.

Михаил Белый, Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Несладко придется

Далее

Русские артисты вынуждены заниматься на Западе не творчеством, а политикой

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru