Спецоперация на Украине развивается в двух направлениях – в полях и в виртуальном пространстве
Если в реальной жизни Вооружённые силы РФ успешно выполняют поставленные перед ними задачи, то ситуация на информационно-психологическом фронте вызывает у специалистов некоторые вопросы. Российская армия уничтожает украинские пропагандистские центры, но параллельно с этим России стоит создавать подобные структуры и запускать аналогичные программы на своей территории, говорят эксперты.
Телевизионная и интернет-пропаганда всегда была одной из сильных сторон украинской власти. Для её ведения на территории соседнего государства в начале века были созданы центры информационно-психологических операций (ЦИПсО). Именно они стали первостепенными объектами для ударов ВС РФ в ходе объявленной Владимиром Путиным спецоперации. 25 февраля в Киевской области было разрушено здание штаба 72-го ЦИПсО ВСУ. 3 марта выведен из строя резервный технологический радиотелевизионный центр в районе Лысая гора в Киеве, который также использовался СБУ для ведения пропагандистской войны против России.
Центры психологических операций занимались в том числе созданием и распространением информационных фейков. Среди последних были фальсифицированные данные о гибели мирных жителей в результате обстрелов со стороны ДНР и ЛНР, о коррупции и национальных трениях в Крыму. Также ЦИПсО проводил более тонкую подрывную работу среди высокопоставленных военных. Благодаря ей удалось, например, разжечь конфликт в руководстве ДНР.
Помимо этого, ЦИПсО работали над контентом, основанным на действительной информации. Видео- и фотоматериалы о реальных событиях интерпретировались и сопровождались необходимыми центрам комментариями. Эти ролики использовались в том числе для поднятия патриотических настроений внутри Украины. Оснащением центров и подготовкой их специалистов занимались США и Британия. Ещё одной сильной стороной их работы стала налаженная схема распространения информации. В зависимости от конкретных целей она каждый раз доставлялась до своего круга потребителей через сеть реальных пользователей и ботов.
Об опасности деятельности ЦИПсО, уровне информационно-психологической работы в современной России и шагах, которые необходимо сделать для появления в РФ собственных качественных пропагандистских продуктов рассказал «Октагону» председатель правления межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов спецназа ГРУ» Юрий Яночкин.
– Как вы оцениваете ход спецоперации на Украине?
– В ходе конфликта на Украине в наилучшем виде проявляют себя Вооружённые силы РФ. Российская армия оправдывает свой международный рейтинг, эффективно решая поставленные перед ней задачи. Наши Вооружённые силы вывели из строя украинские ПВО, основную часть авиации, тысячу с лишним танков. Меньше чем за месяц прошли территорию, равную по площади трети Германии. Даже в армии США, на финансирование которой тратится на порядок больше средств, признают, что не смогли бы достичь подобных результатов.
Специальная задача, которую выполняют наши Вооружённые силы, сама по себе уникальна. 30 лет на Украине навязывали не просто национализм, а нацизм. За это время на её территории выросло не одно поколение людей, которым вложили в голову, что они высшая раса и в состоянии убивать женщин, детей, угрожать захватом чужих территорий.
«Я считаю, что необходимо создать народный фронт против нацизма. Против тех, кто все эти годы поддерживал и спонсировал на Украине тех, для кого авторитетом являются Гитлер и Бандера».
При этом в ходе спецоперации стала очевидна серьёзная проблема, которую мы признавали и раньше. Я говорю о недостаточно эффективном уровне ведения информационной войны. Кто-то считает, что мы её однозначно проиграли. Я с этим не согласен. Западу не удалось достичь запланированного результата – поднять протестные настроения и вывести на улицы тысячи и сотни тысяч человек. Напротив, выросли рейтинги президента и ВС России. Тем не менее провалы есть, и их надо признать.
Поэтому выведение нашими Вооружёнными силами из строя центров информационно-психологических операций было реальной жизненной необходимостью. Это стало вопросом выживания участников спецоперации. Любой ролик, изготавливаемый в любом центре, может быть направлен против РФ.
– Кто организовывал работу этих центров?
– Там работают серьёзные англосаксонские специалисты. По крайней мере трое американских инструкторов погибли, США от них уже открестились. И это не только сценаристы и режиссёры. Это и профессиональные консультанты, которые руководят даже действиями американского президента Байдена.
Помните недавнюю ситуацию, когда президент США на мероприятии сначала отказывается от публичных оскорблений Владимира Путина, затем снова выходит и говорит, что он убийца? Его встретили за кулисами и рассказали, что ему надо сделать и что сказать. Уверен, что такие же консультанты режиссируют действия Зеленского.
Я считаю, что создатели украинских ЦИПсО сейчас активно перестраиваются. У них есть другие центры, в которые они сейчас ускоренно подтягивают профессионалов. Нам надо не сидеть сложа руки, а делать такие же свои. Хотя делать точно такие же центры мы уже опоздали. Придётся делать лучше, чтобы учесть ошибки, сделать правильные выводы и быть на шаг впереди. Ведь в современном сложном и многогранном мироустройстве информация при грамотном использовании и при соответствующих ресурсах является мощнейшим оружием.
– В чём причины наших недостаточно сильных позиций на информационно-пропагандистском фронте?
– Мы на протяжении последних 30 лет играли на чужом поле по чужим правилам. Это происходило не только в информационном, но и в юридическом и во всех остальных планах. Но мы должны были понимать: если мы хотим воевать или выполнять другие задачи по чужим правилам, то мы будем ограничены очень во многих вопросах.
«Последний пример – блокировка Facebook и Instagram. От этих западных социальных сетей во многом зависела работа наших органов власти. Но качественной работой по разработке собственных площадок мы не занимались».
Наша межрегиональная общественная организация ветеранов спецназа ГРУ активно работает в интернет-пространстве. В настоящее время мы переносим все свои наработки из Facebook, Instagram и YouTube в Rutube*. И мои специалисты докладывают, что сталкиваются с рядом проблем. В частности, с тем, что некоторые функции на Rutube «висят».
Слабые позиции в информационной и пропагандистской работе заключаются ещё и в том, что у нас в Вооружённых силах это направление оказалось недооценённым. Если информационная работа более-менее ведётся путём выпуска военных СМИ (об их качестве разговор отдельный), то пропаганда поставлена из рук вон плохо.
– Россияне сегодня аполитизированы и в значительной своей части надеются, что события на Украине не коснутся их. Насколько оправданна эта позиция?
– Я встречался со студентами. Основная часть из них говорят, что относятся к событиям на Украине нейтрально и хотели бы обойти эту тему стороной. Я объяснил, что стороной эта тема точно никого не обойдёт. Рано или поздно каждый из этих студентов журфака придёт в то или иное агентство, где им придётся освещать ситуацию вокруг Украины. Студентам педуниверситета после выпуска придётся в школе отвечать на вопросы детей по этой теме, общаться в чатах с родителями.
– Как Россия может усилить собственную информационно-психологическую работу? Есть ли смысл перенимать опыт украинцев в этой сфере?
– Я понимаю, что у нас есть собственные центры информационно-психологических операций, но их ресурс сегодня явно недостаточный. Прежде всего к этому ресурсу нужно подключать общественные массы. Это может быть известный всем призыв «Вставай, страна огромная», только в интернет-пространстве.
«Сейчас необходима жизненная позиция каждого из нас. В первую очередь в поддержку нашего руководства и ВС РФ»
Тот, кто способен эффективно работать и управлять действиями в этой области, в большей степени защищён от внешнего воздействия и имеет значительные преимущества. Эффективно организованная информационная работа позволяет не только оказывать серьёзное влияние на общественное мнение, направляя его в нужное русло, но и формировать его. Вот в чём заключается смысл такой работы.
– Требует ли переформатирования телевизионная пропаганда? Какие нужны сегодня видеоформаты?
– Первому каналу после начала спецоперации пришлось менять эфирную сетку. «Россия 1» практически ничего не поменяла – как были на ней аналитические ток-шоу, так они и остались. Но молодёжь не смотрит многочасовые телевизионные ток-шоу. Основная её часть сидит в телефонах и листает ленты соцсетей. Все видеоролики там длительностью три, пять, максимум 10 минут.
Когда есть картинка или видео, как самолёты друг с другом воюют или как наносится огневое поражение по противнику и при этом три-четыре строки внизу написано в качестве пояснения, это смотрится и это читается. Только единицы сегодня читают романы.
«Все, например, говорят о Достоевском и восхищаются, президент его цитирует, но никто реально не разбил его труды на короткие цитаты и не сделал из них короткие ролики. Распространив их, мы расскажем миру, что у нас есть такие писатели».
– Какие есть пути воздействия на общество без задействования СМИ?
– Чем был силён Советский Союз? Своим образованием. Готовясь ко Второй мировой войне, Сталин посадил всю страну за учебники. Даже Гитлер в 30-е годы стремился направлять своих специалистов именно в российские университеты. Затем мы начали играть на чужом поле и по чужим правилам.
Нам нужно понять, насколько применяемые нами сегодня технологии подходят под наши современные условия. У нас нет профессионалов, умеющих адекватно анализировать общественные настроения, знающих, как до общества донести информацию. Их надо учить и искать. Нужно перенимать методику работы, которая была в Советском Союзе. В СССР каждый должен был принять участие в политвоспитании. Выпускались стенная печать, стенгазеты в школах, в Вооружённых силах каждый, кто заступал в караул, писал боевой листок. Сейчас я понимаю, что без этого 100 процентов не обойтись.
* Запрещены в РФ
Константин Джултаев
По материалам: “Октагон”