Банки начали сокращать программы лояльности
Банки начали ухудшать ставки кешбэка на фоне ухода компаний-партнеров и ограничений российского ЦБ по эквайрингу. Росбанк и «Альфа» анонсировали сокращение программ лояльности с 1 апреля, узнали «Известия». В Газпромбанке, «Ренессанс Кредите» и «Сбере» сообщили, что не исключают корректировки условий в ближайший месяц. С 18 апреля регулятор потребовал снизить комиссию за прием безналичных платежей в торговых точках до 1% — именно из этого бюджета финансируются кешбэки, пояснили на рынке. Вряд ли кредитные организации полностью откажутся от бонусных программ, поскольку они мотивируют россиян чаще пользоваться картами, полагают эксперты.
Ниже лояльность
С 1 апреля Росбанк закрывает программу начисления кешбэка 20% по картам MasterCard у партнеров (в их число входят, например, «Яндекс.Маркет» и «Магнит»). Об этом говорится в Telegram-канале кредитной организации. Там уточняется, что акция проводилась в партнерстве с платежной системой, но ввиду приостановки деятельности MasterCard в России программа будет досрочно завершена. В Росбанке уточнили, что начисление бонусов за предыдущие периоды (за февраль и март) состоится.
Бонусную программу по картам «Яндекс Плюс» с 1 апреля также сворачивает «Альфа». Информация об этом содержится в документе банка, который был направлен клиентам (есть у «Известий»). Ранее по этим картам начислялись бонусы до 10% на сервисы «Яндекса» и до 5% на рестораны, а теперь будет даваться кешбэк до 2% на все покупки — как по обычной «Альфа-карте». В Альфа-банке заявили, что сфокусировались на развитии собственного продукта, а с «Яндексом» продолжают сотрудничество по другим проектам. Вместе с тем в письме, направленном клиентам, поясняется, что программа лояльности корректируется в связи с большими изменениями в системе межбанковских платежей за последние недели.
В марте ЦБ заявил об ограничении комиссии за прием платежей (ставки эквайринга) до 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. Это требование будет действовать с 18 апреля по 31 августа. Ограничение тарифов коснется продавцов продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов. Кроме того, в список вошли компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров, говорится в заявлении регулятора.
Аналогичная мера поддержки ритейла действовала в первую волну пандемии коронавируса — весной и летом 2020 года. Тогда ряд банков, в том числе ВТБ, Газпромбанк и «Хоум Кредит», отменили свои программы лояльности. С большой вероятностью в Газпромбанке с 18 апреля снова ограничат кешбэк симметрично законодательным ограничениям, сообщили «Известиям» в кредитной организации.
В «Сбере» завили, что прорабатывают различные сценарии изменений кешбэк-программ, подчеркнув, что они будут значимыми. Корректировку тарификации программ лояльности также не исключили в «Ренессанс Кредите». В банке предполагают, что в ближайшие месяцы будут более точно определены детали на изменившемся рынке, и на основании этого будет возможна корректировка размера и механики кешбэка, тарифов карт в целом.
Отказ не полный
Вместе с тем в других крупных кредитных организациях (в том числе в Совкомбанке, «Зените», МКБ, Почта Банке, «Дом.РФ») сообщили, что не собираются сокращать программы лояльности.
Они финансируются из двух ключевых источников: чистый комиссионный доход банка, связанный с обслуживанием операций по банковским картам (так называемый интерчейндж), и компенсации от компаний-партнеров за привлечение клиентов, пояснил «Известиям» управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Он уточнил: первый источник обычно обеспечивает кешбэк «на все покупки», который редко превышает 1%. Второй — выступает основным для повышенных кешбэков при покупке у компаний-партнеров.
Комиссия за прием платежей (эквайринг), которую торгово-сервисное предприятие отчисляет за обслуживание безналичных платежей, состоит из ставки банка-эквайера (он обслуживает магазин), платежной системы и банка — эмитента карты. Средний тариф за эквайринг в России составляет 2–2,3%. В Национальной системе платежных карт, которая проводит операции на территории России по картам «Мир», Visa и MasterCard, сообщили «Известиям», что установят ставку межбанковской комиссии, позволяющую сохранять баланс для участников платежей с учетом решения ЦБ, однако не уточнили, какую именно.
— Банки могут зарабатывать на повышении активности по банковским картам клиента не только напрямую: информация о безналичных трансакциях многое говорит о предпочтениях и потребностях клиента, что упрощает подготовку персональных предложений, например, по кредитным продуктам. Требование Банка России об ограничении размера эквайринговых комиссий приведет к тому, что банки будут делать программы лояльности менее привлекательными, например, расширяя число видов товаров и услуг, для которых стандартный кешбэк не начисляется. Но массового отказа банков от этих программ пока не будет, — ожидает Станислав Волков.
Кешбэки показали свою эффективность во вторичных продажах: они стимулируют клиента, воспользовавшегося одной услугой банка, начать пользоваться и другими, отметил коммерческий директор группы Т1 Сергей Лобов. Он добавил, что чаще всего кешбэк финансирует сам банк для повышения количества трансакций, а также продавец конкретной услуги или продукта для увеличения продаж в своем магазине. Кредитные организации вряд ли полностью откажутся от программ лояльности до тех пор, пока они мотивируют клиентов чаще пользоваться конкретной банковской картой.
Наталья Ильина
По материалам: “Известия”