Почему глава «Эвалара» Лариса Прокопьева продолжает идти к успеху
Польза БАДов никем не подтверждена, но компания «Эвалар», производящая их, поднимает цены и продолжает богатеть.
В прошлом году в рейтинге Forbes «20 богатейших self-made женщин России» гендиректор компании «Эвалар» Лариса Прокопьева занимала 11-е место, ее состояние оценивалось в 9 млрд руб. В этом году тот же источник насчитал $250 млн и поставил ее на 9-е место. По теперешнему курсу ($1 = 100 руб) это уже 25 млрд. Что привело ее к такому успеху?
Трава у дома
Лариса Прокопьева и ее компаньонка Эва Домбровска создали собственное предприятие для выпуска косметики, название компания получила из начальных букв их имен – «Эвалар». Быстрый успех не наступил, и польская бизнес-леди из него вышла. Прокопьева – не фармацевт, но специалист по химическим технологиям – с косметики перекинулась сначала на жвачку, потом на биологически активные добавки (БАДы). В этой нише тогда еще толкались не очень сильно. Прокопьева перешла буквально на подножный корм – на травы: у нее был опыт работы в пищевой промышленности. Дело происходило на «Алтае» – базе бывшего советского научного центра с военным уклоном – в Бийске. Алтайские горы служили источником лекарственных растений, а на ставшем ненужным на оборонном предприятии сохранились производственные мощности и лаборатории.
На сегодняшний день семья Прокопьевых владеет десятками предприятий разного калибра. Например, торговый дом «Эвалар» (учредители – Прокопьевы-дети) с тремя штатными работниками показал за 2020 год 170 млн руб прибыли.
Об удачливых детях стоит сказать отдельно. Дочь – Наталия Сергеевна, председатель совета директоров «Эвалар», является совладелицей шести компаний, включая аптеку в Санкт-Петербурге и фирму, торгующую по почте и интернету. Сын – Александр Прокопьев – депутат Госдумы. Там много лет (член партии «Единая Россия») он представляет интересы Бийского одномандатного округа (Алтайский край), того, где и располагается семейная фабрика здоровья. В прошлом созыве был членом комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, в нынешнем входит в комитет ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры. В 2018 году компания «Эвалар» вошла в число крупнейших спонсоров «ЕдРа» в Сибири, передав этой партии почти 12,5 млн рублей.
Свои деловые активы депутат Прокопьев передал в доверительное управление, но о семье, по всей видимости, не забывает.
В ГД давно зреет законопроект, фактически закрывающий рынок России от импортных БАДов, теперь его, по некоторой информации, могут лоббировать через «Союз профессиональных фарморганизаций».
Реклама как двигатель
«Эвалар», называя себя крупнейшим в стране производителем биодобавок, является одним из самых щедрых рекламодателей, но регулярно становится участником каких-то скандалов. То Роспотребнадзор в очередной раз настаивает на том, что БАДы не относятся к лекарственным средствам и их реклама запрещена (№ 38-ФЗ «О рекламе»). При этом надзорное ведомство отмечает многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства: «Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД к пище, рекомендуют их применение в качестве лечебных препаратов». То с требованием к «Эвалару» прекратить рекламу своей продукции как лекарственных препаратов и оказывающих лечебное воздействие в очередной раз обращается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ответ свою продукцию «Эвалар» стал регистрировать чаще в Казахстане и Армении – странах Таможенного союза – теперь они уже оттуда подают в российские торговые сети.
Доходило до того, что суд признал информацию о продаже БАДов и витаминов на сайтах компании запрещенной для распространения, потребовав заблокировать данные интернет-ресурсы.
Но «Эвалар» продолжает активную рекламную деятельность. Кажется, что лица людей, принимающих препараты его производства, светятся счастьем даже в выключенном телевизоре. Мелкую приписку «Не является лекарственным средством» стариковскому глазу разглядеть трудно. По некоторым данным, расходы на рекламу у компании вдвое больше расходов на производство.
Горе – не беда
В последние годы «Эвалар» сумел заработать на всеобщей тревожной ситуации в стране и в мире. Сначала Covid-19, от которого в принципе не было лекарств, теперь успешным продажам помогают антироссийские санкции.
Пики доходности «Эвалар» показывает в кризисные периоды – в разгар ковид-пандемии его собственный оборотный капитал вырос на 40%. По итогам 2020 года продавцы травы и корешков увеличили выручку с 8,6 млрд руб. до 10,7 млрд, чистая прибыль за год увеличилась в семь раз – до 4,4 млрд руб.
В 2020 году «Эвалар» стал производит антисептик, подозрительно похожий на аналогичное немецкое средство. Теперь компания резко подняла цены на свою продукцию.
Американская компания iHerb является на российском рынке основным конкурентом «Эвалара». Поэтому значительные усилия Прокопьевых направлены на борьбу с ней. Заблокировать iHerb сочувствующие им депутаты пытались еще в 2018 году. На сегодняшний день Iherb все же заблокировали на территории России, бренд перестал осуществлять поставки в РФ. С учетом реальной ситуации, санкций, всеобщего подорожания и стремления нашего населения к успокоению путем приема «натуральных травяных» препаратов в яркой упаковке, можно предположить, что еще больший взлет финпоказателей ждет «Эвалар» в 2022 году, а Лариса Прокопьева поднимется по рейтинговой лестнице еще на несколько ступенек.
Тамара Лапшинская
По материалам: “Наша Версия”