Элитный алкоголь попадёт в Россию новым путём
Среди ушедших с российского рынка западных брендов оказались производители крепкого алкоголя – приостановлен экспорт товаров марок Jack Daniel’s, Johnnie Walker, White Horse, Captain Morgan. В алкомаркетах ещё можно найти продукцию из складских запасов, но они становятся всё меньше. Однако эксперты уверены, что статусный алкоголь не исчезнет, а просто станет дороже.
Правительство России формирует нормативную базу, позволяющую сохранить ассортимент и доступ к санкционным товарам. Минпромторг разработал проект постановления об отмене ответственности за параллельный импорт (закупка продукции не у официального дилера, а через посредников). Предстоит определить механизм поставки в страну товаров «по определённой номенклатуре». Пока есть предложение разрешать ввоз из третьих стран по запросу заинтересованных федеральных ведомств.
Защитит ли созданный механизм потребителя от контрафакта, до публикации проекта сказать нельзя. Федеральная антимонопольная служба выступает за расширение списка продукции, чтобы избежать потребительской дискриминации. Если инициатива антимонопольного ведомства будет одобрена, то в перечень попадут не только стратегические товары по запросам федеральных структур, но и привычный для покупателей брендовый алкоголь.
К цене привыкнем
В том, что алкогольные бренды попадут в список одобренных для параллельного импорта, не сомневается руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин:
– Все бренды всё равно окажутся на рынке. Будет всплеск по цене, но некритичный – сейчас курс доллара и евро заметно стабилизируется. Параллельный импорт возможен как минимум через Казахстан.
Ассортимент может измениться, но это тоже не будет критичным для потребителя, говорит эксперт. Вместо привычных шотландских марок покупатель может открыть для себя популярный во всём мире индийский виски. Также Павел Шапкин считает, что российский ассортимент вполне достаточен для удовлетворения потребностей покупателей.
Более того, коньяки и джины отечественного производства имеют хороший экспортный потенциал.
Например, в Бразилию Россия экспортирует джина больше, чем водки. Пока только текила является продуктом, который не в состоянии воспроизвести российская алкопромышленность.
Мнение коллеги разделяет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
– Ещё никто не оставался трезвым только потому, что в ресторане не оказалось коньяка, который он привык пить 20 лет. Поэтому наше премиальное потребление моментально переориентируется, как только закончатся запасы этого алкоголя. Но они не закончатся – те же бренды останутся доступными, только будут стоить чуть дороже, – говорит он.
Аналитики ЦИФРРА считают, что нынешний кризис ничуть не страшнее предыдущих и реакция рынка на текущие события будет предсказуемой:
– Импортный алкоголь в России пьёт только средний класс, дорогой импортный алкоголь – половина среднего класса, приблизительно 15 процентов населения страны. Поэтому надо понимать, что речь идёт не о России, которая впадёт в ступор, когда кончится Jack Daniel’s, а о небольшой группе населения. Но у них эта продукция всё равно будет, только покупать привычную марку они будут не за 2 тысячи рублей, а за 3 тысячи.
Вадим Дробиз отмечает, что реакция потребителей на изменение цен в условиях кризиса всегда одинакова. Так было в 1998 году, во время кризиса 2008 и 2015 годов. Сначала потребление снижается примерно на 30 процентов, затем идёт процесс адаптации. Чтобы привыкнуть к новым условиям, нужно полтора года для «женского» алкоголя (вина, игристые напитки) и два года – для крепкого алкоголя. По прошествии этого периода объёмы потребления возвращаются на прежний уровень.
Как полагает собеседник издания, сейчас удачный период для формирования российского производства виски. Этот напиток производят в 25 странах мира, и продукция многих марок имеет высокое качество, а популярность американских и шотландских брендов в большей степени обусловлена маркетингом.
– Когда в 2014 году мы получили первый пакет санкций, нужно было строить собственное производство. Чтобы произвести качественный напиток, необходимо минимум три года. Если бы лобби экспортёров не победило в 2014 году, сейчас в России могло бы быть собственное производство. Пока же заводы по производству российского виски [находятся] на стадии строительства, и рынку придётся привыкать к повышенной цене, – отмечает Дробиз.
По его прогнозу, цена может вырасти ещё на 35–40 процентов.
Елена Черных
По материалам: “Октагон”