В Красноярске прошли общественные слушания по модернизации Красноярского алюминиевого завода. Проект стартует в следующем году
На предприятии снесут половину корпусов, выработавших свой ресурс. Оно перейдёт на более чистые технологии производства. Учитывая тот факт, что завод является одним из основных источников промышленных выбросов в городе, это станет настоящей экологической революцией для Красноярска. Однако наиболее радикально настроенные экологи по-прежнему уверены, что всё это полумеры, а металлургического гиганта в черте города вообще не должно быть.
Родимые пятна индустриализации
По данным краевого ГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды», в 2020 году в Красноярске уровень загрязнения атмосферы характеризовался как высокий, а в 2021 году как очень высокий. Основные вредные вещества, которые отравляют жизнь горожан, это формальдегид, бенз(а)пирен, гидрохлорид, диоксид и оксид азота. Первая тройка источников выбросов – это алюминиевый завод, три ТЭЦ и многочисленный автотранспорт, а также ряд крупных предприятий вроде цементного завода и устаревший жилфонд с печным отоплением.
Красноярск – исторически индустриальный город. По факту в советское время весь его правый берег представлял собой одну большую промзону. Там располагались металлургические, химические, машиностроительные и фармацевтические предприятия, большинство из которых закрылось в пореформенный период. Однако их успешно «заместил» в десятки раз увеличившийся автопарк и не поддающееся подсчёту количество малых предприятий вроде шиномонтажек или мини-заводов по производству асфальта.
Красноярский алюминиевый завод был запущен в 1964 году. Изначально эта промплощадка находилась на удалении от города, однако со временем Красноярск разросся, в том числе за счёт притока кадров на предприятие, в результате чего появился посёлок Индустриальный. Ближе к заводу был построен микрорайон Зелёная Роща, вокруг которого позднее образовался Советский район.
Для местных жителей завод является одновременно и благом, и проклятием. По последним данным, на КрАЗе работало около пяти тысяч человек – и это не считая многочисленные сервисные службы, выведенные за штат. Завод – один из крупнейших в городе работодателей с высокой зарплатой и один из самых заметных производителей алюминия в мире. В год он выдаёт свыше 1 млн тонн, что является третью всего производимого в России «крылатого металла». Однако имеется и другая сторона медали – выбросы. Заводской шлейф виден даже из космоса. Ситуацию немного выравнивает то, что КрАЗ построен с учётом розы ветров, в связи с чем выбросы в основном сносит в противоположную от города сторону, хотя и там тоже живут люди. Тем не менее Красноярску всё равно остаётся предостаточно.
Анод аноду рознь
Основную опасность при производстве алюминия представляют выбросы фторидов и бенз(а)пирена. Последние несколько лет алюминиевое предприятие осуществляло переход на более чистую технологию под названием «Экологический Содерберг», что дало ощутимый эффект. За 16 лет суммарные выбросы завода снизились на 38 процентов, фтористых соединений – более чем на 75 процентов. Теперь предстоит следующий этап – переход на обожжённые аноды, для чего потребуется серьёзная перестройка всего предприятия.
15 апреля в Красноярске прошли общественные слушания по проекту. «Русал» обещает большие перемены.
На КрАЗе снесут 11 из 25 действующих сейчас корпусов. Вместо них построят всего два, но они полностью заменят снесённые мощности за счёт современных электролизеров РА-550, работающих на обожжённых анодах.
«Это наша собственная разработка. Электролиз переведут на энергосберегающую и более экологически совершенную технологию. В результате будут значительно снижены выбросы наиболее опасных веществ. Так, бенз(а)пирен в новых корпусах будет сведён к нулю, фториды снизятся на две трети, а на освободившихся землях будет устроен парк», – рассказал на слушаниях заместитель директора по модернизации алюминиевых заводов ООО «ОК Русал Промтехразвитие» Андрей Завадяк.
Стоимость работ оценивается в 115 млрд рублей, и это сумма только по Красноярску. В ближайшие годы аналогичная модернизация запланирована на предприятиях «Русала» в Иркутске, Братске и Новокузнецке. Весь процесс займёт около десяти лет. Производить обожжённые аноды будут в Иркутской области, где построена новая фабрика при Тайшетском алюминиевом заводе, запущенном в конце 2021 года, а также на уже имеющемся производстве в Хакасии.
«Это редкий пример реконструкции производства, обеспечивающей настоящий эффект “декаплинга” – серьёзного сокращения экологического следа». –Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании «Русал».
«По регламенту согласования таких проектов, “Русалу” нужно пройти государственную экологическую экспертизу и главную государственную экспертизу. Этот путь они планируют преодолеть до конца года и уже в следующем году приступить к реконструкции», – уточняет председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.
Шаг вперёд, два назад?
Критики проекта недовольны тем, что КрАЗ не сократит при этом фактические объёмы производства, а они значительно превышают проектные, из-за чего правительство края каждый год продляет для завода режим временно согласованных выбросов. Это легитимизирует превышение предприятием допустимой концентрации вредных веществ.
Другой важный момент – инертные аноды, являющиеся самой совершенной на настоящий момент технологией, о переходе на которую «Русал» начал говорить ещё десять лет назад. Такие электролизеры вообще не дают вредных выбросов, а вырабатывают чистый кислород, поэтому многим непонятно, почему теперь акцент сместился на обожжённые аноды. Источники «Октагон.Сибирь» на предприятии говорят, что научный отдел «Русского алюминия» поспешил с обещаниями, так как эту разработку всё ещё не могут довести до ума. Опытное производство на заводе есть, но оно выдаёт алюминий нетоварной чистоты. Решить эту проблему инженеры пока не могут – как, впрочем, и во всём остальном мире. Наконец, многих интересует вопрос о том, что если «Русал» может найти такие суммы на модернизацию, то почему бы тогда не использовать эти деньги на перенос завода? Как его ни улучшай, он всё равно останется крупным и опасным промышленным предприятием.
«Алюминиевый завод в черте миллионного города с производительностью миллион тонн продукции в год – это близкое к критическому воздействие на здоровье жителей. То, что КрАЗ не может работать по законодательно установленным нормативам, является непреложным фактом». – Александр Колотов, эколог, член общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов.
– Продление режима временно согласованных выбросов каждый год – лучшее тому подтверждение. Закрытие завода позволит направить энергию Красноярской ГЭС на нужды города. Многомиллиардная газификация не потребуется, потребление угля ТЭЦ уменьшится, частный сектор можно будет массово перевести на электрокотлы, – заявил «Октагон.Сибирь» эколог, член общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов Александр Колотов.
Алексей Бондарев
По материалам: “Октагон”