Тува устала ждать милостей от «Газпрома»

Труднодоступный регион на юге Сибири смирился с мыслью о том, что в ближайшей перспективе магистральный газопровод на его территории не появится

pixabay.com

Руководство Тувы анонсировало пилотный проект по использованию сжиженного природного газа. Первым шагом станет внедрение газомоторного топлива. Оно должно заменить бензин, который в не имеющей выхода к Транссибу республике стоит дороже, чем у соседей. Затем на СПГ переведут теплоисточники. В первую очередь эффекта ждут в Кызыле. Столица Тувы из-за угольной генерации входит в число самых грязных городов России. Однако именно планы по замене угля на газ вызвали наибольшие вопросы.

Газификация стала идеей фикс для многих сибирских регионов. В первую очередь на ней настаивает общественность. Газ должен заменить используемый повсеместно уголь, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Выбросы крупных угольных ТЭЦ, несмотря на современные технологии сжигания топлива и проведённую модернизацию, представляют серьёзную угрозу для здоровья граждан, однако всё упирается в инфраструктуру.

Если посмотреть на карту газифицированных регионов России, то становится ясно, что голубое топливо широко распространено только там, где соответствующая работа была проведена ещё в советские годы. Однако впоследствии вступили в силу законы экономической целесообразности, согласно которым в числе аутсайдеров сейчас значится даже богатый углеводородами Красноярский край. Все его газовые запасы лежат далеко на севере. Самостоятельно тянуть оттуда газопровод длиной в тысячи километров регион не в состоянии, несмотря на статус финансового донора. Что тогда говорить о дотационной Туве?

Несколько лет назад республика надеялась на проект газопровода «Алтай», который должен был соединить месторождения Западной Сибири и потребителей на западе Китая, однако затем он трансформировался в «Силу Сибири – 2». При этом его предполагаемая трассировка сместилась на Красноярский край, а Тува осталась в стороне от стройки. Повлиять на будущий маршрут подачи газа субъекты РФ не могут, поскольку все финальные решения остаются за «Газпромом», который представляет собой эдакое государство в государстве.

На днях правительство Тувы обнародовало итоги переговоров с АО «Криогаз», которое специализируется на производстве малотоннажного сжиженного природного газа для газификации регионов. По сути, эта организация является пионером соответствующей российской отрасли, поскольку была создана ещё в начале 90-х годов. Производственные мощности компании базируются в Пскове, Кингисеппе и Калининграде. Специалисты АО «Криогаз» изучили регион и вынесли вердикт: сжиженный природный газ (СПГ) в существующих условиях является единственным вариантом для Тувы.

«В республике имеются значительные перспективы по внедрению и использованию природного газа, но в силу значительной отдалённости Тувы от магистральных газопроводов реальным вариантом газификации является строительство инфраструктуры производства и потребления сжиженного природного газа», – констатировал исполнительный директор АО «Криогаз» Константин Медведев.

По данным министерства топлива и энергетики Республики Тыва, сейчас в структуре потребления Тувой топлива свыше 90 процентов занимает уголь, а затем идёт дизельное топливо. Прочие энергоносители, среди которых значится и сжиженный углеводородный газ, находятся в пределах статистической погрешности. Эта статистика открывает региональный рынок для производителей СПГ.

Компания «Криогаз» предлагает разделить газификацию Тувы на два этапа. Начать планируется с внедрения газомоторного топлива в первую очередь на муниципальном транспорте и в автопарках крупных промышленных предприятий, поскольку это путь к самой быстрой финансовой отдаче для инвестора. Интерес к СПГ уже обозначили флагманы тувинской промышленности – ООО «Тувинская горнорудная компания» и артель старателей «Ойна», а также, разумеется, занимающиеся пассажирскими перевозками предприятия. Константин Медведев сообщил, что компания готова до конца года поставить в республику 1000 тонн СПГ, что составляет порядка 1,4 млн кубометров газа.

Как заявил глава Республики Тыва Владислав Ховалыг, переход на газ позволит снизить экологические риски, уменьшить энергодефицит и стоимость энергоресурсов для предприятий и населения, а также улучшить инвестиционную привлекательность республики.

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) завозятся в Туву только автотранспортом, поскольку республика не имеет железной дороги. Путь из Тувы до Красноярского края лежит через горные перевалы природного парка «Ергаки», где зимой не исключены сходы лавин. Это добавляет к стоимости поставляемого в регион бензина 10–12 процентов транспортной накрутки. По данным министерства топлива и энергетики Республики Тыва, в 2021 году рост цен на ГСМ в Туве можно назвать значительным. Больше всего подорожало дизельное топливо – почти на 20 процентов. Сейчас его стоимость превышает 60 рублей за литр. Самый ходовой бензин АИ-92 подрос за год почти на 19 процентов. Однако и в этих условиях газомотор не является панацеей. Переход на этот вид топлива тоже требует затрат. Как показывает практика, рядовые потребители идут на них крайне неохотно.

– В Кызыле сейчас есть несколько газовых автозаправок, но спрос на них очень маленький. Нужна установка газового оборудования на автомобиль. Часть багажника при этом уходит под баллон. Это очень дорого. Возникают и вопросы безопасности, – заявил «Октагон.Сибирь» бывший мэр Кызыла, а ныне предприниматель Виктор Тунёв.

Тувинский газовый прорыв является частью масштабных подвижек на российском рынке СПГ, уверены эксперты. В прошлом году малотоннажный сегмент российского СПГ впервые серьёзно заявил о себе как о становящейся на ноги отрасли. Проекты автономной СПГ-газификации стартовали на Сахалине, в Бурятии и Якутии. Инвесторы анонсировали создание новых кластеров производства СПГ на Ямале и Балтике, в том числе и за счёт расширения производственных показателей компании «Криогаз».

Эти замыслы входят в противоречие с планами угольных монополистов. Возможно, именно поэтому руководство Тувы заявляет о грядущем переводе на СПГ дизельных генераторов и котельных, судя по всему, в районах республики, но при этом тактично молчит о Кызылской ТЭЦ, принадлежащей группе «Сибирская генерирующая компания», которая аффилирована с крупнейшей российской угольной компанией – АО «СУЭК». Ранее эта финансово-промышленная группа выступила за сохранение угольного отопления в Красноярске. Компания заявила, что расходы на переоборудование её ТЭЦ под газ лягут в итоге на плечи конечного потребителя. Вместо этого АО «СУЭК» пообещало провести модернизацию своих объектов, чтобы они приносили минимальный ущерб окружающей среде.

Точка в этом споре ещё не поставлена, поскольку всё снова упирается в планы «Газпрома», так как на настоящий момент нет ясности по поводу того, как и когда будет строиться магистральный газопровод «Сила Сибири – 2».

Алексей Бондарев

По материалам: “Октагон”

Ранее

Сухой достаток

Далее

Смольный и «Ленэнерго» оправдали уничтожение патриотического граффити с Путиным

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru