В России начинается бум на ремонт и продажу ношеной одежды
Россияне понесли в ателье старые одежду и обувь. Несут мешками и то, что ремонту не подлежит, отмечают швейные мастера. Оставшиеся западные бренды подняли цены, многим молодым семьям обновки – не по карману. Вырос спрос и на прокат бэушных вещей. Смогут ли отечественные производители переориентировать клиентов на себя?
Еще в 2020 году Росстат выдал пугающие данные: двум третям молодых семей в России денег хватает только на еду и одежду. Годом ранее о нехватке средств на товары длительного пользования жаловалась только половина опрошенных семей, другая половина заявляла, что семейного бюджета хватает на что-то еще помимо еды и одежды. Спустя еще два года – к 2022 году молодые семьи оказались еще менее обеспеченными. Денег стало сложно добыть даже на еду.
На новую одежду и обувь и вовсе не остается. Об этом говорит возросший спрос на ремонт старых вещей.
С введением санкций и усложнением логистических цепочек цены на новые завозы в торговых центрах близки к космическим. Люди понесли свои старые вещи в ремонт. Всё, что можно отреставрировать, подлатать, перешить, получает вторую жизнь.
В некоторых городах в швейных ателье рассказывают, что ношенное несут мешками, иногда совсем безнадежное. Спрос на услуги подскочил на 40-50%, мастера работают без выходных.
– Швейное дело действительно взлетело сейчас. Открываются производства с нуля и новые цеха на уже древних фабриках. Причем на эти древние фабрики сейчас закупается новое оборудование, делается ремонт, создаются все условия для мастеров, выглядит всё вполне благополучно. Подготовительные курсы для швей стали очень популярны, на многих производствах острая нехватка специалистов. Клиенты торговых центров переориентировались на частный пошив, хотя он дороже, и на отечественную фабричную продукцию, хотя с современным дизайном и ассортиментом у нас, конечно, проблемы, – рассказала «НИ» швейный мастер Светлана Бойко.
Еще одна тенденция последних месяцев – люди стали готовиться к предстоящему холодному сезону уже сейчас. Малообеспеченные опасаются безденежья, дальнейшего роста цен и дефицита, поэтому достают из старых сундуков плащи и куртки. Мастерские, специализирующиеся на пошиве верхней одежды, отмечают рост заказов на пальто и шубы.
Похожая картина с обувью: в ремонт несут как дорогую и брендовую, так и ту, что относится к эконом-сегменту. Ремонтировать стали даже кроссовки – обувь считается ходовым товаром, так как современная мода позволяет комплектовать их не только со спортивной одеждой, но и с платьями и деловыми костюмами.
– Чаще стали сдавать в ремонт и ювелирные изделия. Часть клиентов при этом несет украшения на реставрацию, опасаясь роста прейскуранта на услуги мастеров, а другая часть, более обеспеченная, рассматривает покупку украшений как инвестиции, – рассказала «НИ» владелица магазина бижутерии «Deco_jewel» Алла Рогачевская:
– Мои клиенты в основном из среднего класса. Люди стали больше внимания обращать на украшения, которые, по их мнению, будут дорожать в будущем, а именно: коллекционные винтажные украшения, известные серии, украшения, напечатанные в каталогах, и некоторые современные украшения из Европы, а также изделия известных российских дизайнеров. Думаю, ожидания еще большего увеличения цен оправданы. Реставрировать стали тоже активно – восстанавливают совершенно разное, всё, что есть – чтоб не покупать новое.
Настоящее возрождение переживают секонд-хенды. В последнее время этот бизнес оценивался как малоприбыльный. Но сегодня многие россияне впервые переступают внутренний барьер на покупку одежды и обуви с рук. Причем стало больше и тех, кто покупает с рук, и тех, кто отдает свои старые вещи в комиссионки. Раньше же последние предпочитали передавать вещи безвозмездно в благотворительные боксы или вывешивали объявления в группы и чаты «Отдам даром».
В таких группах при этом попадались приличные вещи, которые существенно облегчали жизнь многодетным и малообеспеченным семьям – в особенности позволяли им экономить на товарах для детей.
Теперь такой взаимопомощи стало меньше. Отдают только вещи, которые уже не продать – с явным износом.
Отдельная тема – продажа люковых брендов. Комиссионки всеми средствами сражаются за обладателей «запрещенки» от Balenciaga, Chanel, Calvin Klein, Christian Louboutin и т.п. Предприниматели предлагают бесплатный забор по городу и возврат (если владельцы вещей передумают продавать), гарантированную продажу в течение 60 дней, возможность отслеживать ход сделки через личный кабинет и весьма привлекательные выплаты.
Владельцы торговых онлайн-платформ отмечают увеличение числа объявлений с б/у вещами. Сдается и арендуется всё – от одежды и товаров для детей до туристического снаряжения, товаров для спорта и бытовой техники.
Добавлять такие предложение стали чаще – частные пользователи рассматривают сдачу вещей в аренду как дополнительный заработок. На аренде некоторых категорий товаров можно полностью окупиться и заработать даже больше, чем на простой продаже. Спрос на бэушное тоже вырос. Больше всего в ходу вещи брендов, которые объявили об уходе с российского рынка.
– Прокаты, аренды, секонд-хенды стали востребованы в кризис. Люди стали чаще «занимать» дорогие вещи, на которые приходится долго копить – например, игровые приставки. Хит этого сезона фен-стайлер Dyson. За год он был арендован на сумму больше своей изначальной стоимости. Пользователи стали чаще интересоваться долгосрочной арендой (подпиской) – это касается, например, детских вещей – коляски, автокресла, эргорюкзаки и другие вещи, которые требуются на несколько месяцев, – рассказывает соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru Екатерина Крайванова.
Массмаркет раньше теснил прокаты. Недорогая новая вещь всегда предпочтительней. Но с уходом зарубежных брендов, прокат снова становится востребованным, добавляет эксперт. Из очевидного: совсем скоро снова станет популярна аренда нарядов для торжеств, детские вещи, спорттовары – велосипеды, горные лыжи, сноуборды, туристическое снаряжение.
Юлия Сунцова
По материалам: “Новые Известия”