Кто зарабатывает на росте цен на еду, бензин и одежду
Инфляция замедляется, рубль рекордно укрепился, а доллар стал дешевле, чем был ещё год назад. Казалось бы, всё это должно положительно сказаться на кошельках россиян. Но не тут-то было: взлетевшие в марте цены на потребительские товары не только не возвращаются к прежним отметкам, но и продолжают расти.
Парадоксально, но факт: дорожать продолжают прежде всего товары российского производства. Причём те из них, которые очень мало или же вовсе не зависят от импортных составляющих и курса валют. Самые яркие примеры – гречка и бензин. Оба эти продукта за последние недели в оптовом звене даже подешевели! Только вот простым потребителям радости от этого не много. Зато нефтяники, ретейлеры и чиновники радостно потирают руки.
Двойная прибыль
Возьмём для примера бензин. Так, по данным Московской топливной ассоциации, в апреле средневзвешенная стоимость А-92 на столичных заправках составляла 47,83 рубля за литр, на А-95 – 53,04 рубля. По состоянию на 6 июня А-92 стоил 47,80 рубля, А-95 – 53,02. При этом биржевая стоимость бензина на внутреннем рынке падает, с начала года топливо потеряло в цене уже 30%. На оптовом рынке литр 92-го сегодня стоит всего 26,9 рубля.
Почему же следом не падают розничные цены? Ответ прост: само устройство отечественного топливного рынка, а также механизмы госрегулирования, действующие уже много лет, не позволят ценам на АЗС пойти вниз.
Поясним: в 2019 году в России для цен на топливо начал действовать так называемый демпферный механизм. Суть его в том, что, когда цена на внешнем рынке растёт, государство доплачивает нефтяникам за то, чтобы они не поднимали цены внутри страны. Таким образом, нефтяные компании продают топливо на внутреннем рынке без потерь для себя. С другой стороны – когда цена на внешних рынках падает и продавать топливо в России становится выгоднее, нефтяники должны платить в бюджет дополнительные отчисления.
Сегодня из-за санкционного давления ситуация перевернулась с ног на голову. На внешних рынках цены высокие, а внутри страны цены падают, но при этом государство всё равно выплачивает нефтяникам полагающиеся субсидии!
«Когда вы долгое время приучаете участников рынка к тому, что цены поднимать нельзя, то они учатся не только их не поднимать в той степени, в которой это необходимо, когда растут оптовые цены. Они также учатся их не опускать, когда цены падают. Соответственно ценообразование превращается фактически в управляемое со стороны регулятора», – отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
В итоге получается, что нефтяники продают свой товар задорого на внешних рынках, держат цены внутри страны, да ещё и сверху получают субсидии от государства. Потому нынешняя ситуация позволит нефтяникам отбить все убытки прошлых лет, когда АЗС работали на грани рентабельности. Казалось бы, самое время правительству вмешаться в ситуацию и изменить правила игры. Но стоит ли на это надеяться?
Гречневые грешки
Похожая ситуация складывается и с самой востребованной в стране крупой – гречкой. В оптовом звене к концу мая цены на неё упали на 13% по сравнению с максимумами, фиксировавшимися в марте на волне ажиотажного спроса. Другое дело – цены, с которыми столкнулись покупатели в магазинах. В марте розничная цена гречки доходила до 200 рублей за килограмм, а сегодня крупные ретейлеры торжественно объявляют о снижении цен, выставляя крупу по 100 рублей за кило. Вполне сгодится для красивых отчётов о снижении цен в 2 раза.
А теперь посмотрим на оптовую цену крупы. «Если оптовая закупочная цена за килограмм гречки составляет 60 рублей (очевидно, имеется в виду какой-то конкретный регион. Например, в Алтайском крае гречка в опте стоит около 53 рублей за кило. – Ред.), а в магазине 800 граммов продукта нам продают за 120. Сразу видно, что продавец заложил в цену большую выгоду», – негодует депутат Госдумы Роман Яковлев.
Впрочем, госрегулирование в этой сфере, как и в случае с нефтяниками, едва ли принесёт свои плоды. Крупнейшие агрохолдинги и ретейлеры зачастую не только являются монополистами, но ещё и принадлежат близким к власти олигархам. Так, крупнейший агрохолдинг «Русагро» контролирует бывший сенатор Вадим Мошкович, считающийся человеком, близким к спикеру нижней палаты парламента Вячеславу Володину. «Людьми Володина» принято называть и братьев Наурузовых, контролирующих холдинг «Ресурс». А крупнейшим акционером X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») является Альфа-Групп Михаила Фридмана.
При таком раскладе неудивительно, что даже прокурорские проверки не дали существенных результатов. Ещё в начале мая крупнейшие представители продуктового ретейла потребовали от поставщиков снизить цены на свою продукцию в связи с укреплением курса рубля. Те, в свою очередь, заявили, что никакого значительного повышения цен и не было. В результате к разразившемуся скандалу подключилась Генпрокуратура, потребовавшая объяснений от… производителей.
Результатом этого распиаренного разбирательства явилась отписка из Руспродсоюза, Союзмолока, Национальной мясной ассоциации и «Русбренда». В ней Генпрокуратуру заверяли, что с ценами на продукты всё в порядке – дескать, даже в ООН теперь отмечают рост индекса цен на продовольствие на 12,6%. Да и вообще транспортные проблемы в мире усугубились, а у нашей продукции велика импортная составляющая. Какое отношение всё это имеет к той же гречке, сахару и соли, которые практически на 100% имеют отечественное происхождение, непонятно. Но больше в Генпрокуратуре вопросов не задают.
Продукты меж тем продолжают дорожать. Показательный пример: по данным Росстата, инфляция в период с 21 по 27 мая остановилась и находилась на нулевом уровне. А вот цены на рис за этот период выросли на 0,7%, на соль – на 0,6, на мясные консервы для детского питания – на 0,8%.
Кстати
На этом фоне тенденции на рынках непродовольственных товаров, которые подчас действительно критически зависят и от импортных поставок, и от логистики, и от курса валют, выглядят куда лучше. Так, в Wildberries отмечают снижение цен на смартфоны: в частности, по сравнению с мартом стоимость некоторых моделей снизилась более чем на 30%. И это связано исключительно с укреплением рубля.
Также ретейлер констатирует снижение цен на стиральные машины – на 20%, холодильники – на 15%, варочные панели – на 22%.
Подешевели и ноутбуки. Например, Honor MagicBook X14 сегодня обойдётся в 46–47 тыс. рублей, что на 8% ниже февральских цен. Правда, такое снижение скорее исключение из правил. Дешевеющие нынче смартфоны и телевизоры в марте подорожали на 70–80%, а дешевеют сегодня от силы на 30–40%. Так что по факту нынешнее снижение цен правильнее было бы называть коррекцией их роста.
Схожие тенденции происходят и в Fashion-ретейле. Например, устроившие распродажу магазины Marks & Spencer, заявив об уходе с российского рынка, анонсировали скидки до 50%. Однако при этом «забыли» упомянуть, что в марте цены на весь ассортимент уже взлетели на 30–50%. Кстати, в официальном релизе компании, где говорится об уходе из России, указывается: поставки в нашу страну не осуществляются с марта. Почему же тогда выросли цены? Ведь логистика и падение рубля уже не могли коснуться тех партий, которые к тому времени уже продавались в магазинах.
Не смог укрепившийся рубль снизить и стоимость зарубежных туров. Рост цен на пакетные туры в Турцию в мае составил около 71%, сообщает портал Турпром со ссылкой на турецкие СМИ. Подорожало не только размещение в отелях, но и цены в ресторанах, а также стоимость авиаперевозок. Причиной тому – рекордная инфляция в 73,5% в самой Турции.
Фото: pixabay.com
Кира Ремнёва
По материалам: “Наша Версия”