Глава ФАДН: у преступности нет национальности

Игорь Баринов рассказал в интервью ТАСС, как народы России помогают жителям Донбасса и пострадавшим районам Украины, об ограничениях на работу в России для иностранцев, а также о росте русофобии на Западе.

Сегодня на территории России проживает более 190 народов, поэтому тема развития межнациональных отношений внутри страны и за ее пределами всегда оставалась актуальной, а в последнии несколько месяцев в связи с проведением специальной военной операции на Украине ее значимость возросла. О том, как народы России помогают жителям Донбасса и пострадавшим районам Украины, об ограничениях на работу в России для иностранцев, а также о росте русофобии на Западе рассказал в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игорь Баринов.

— Игорь Вячеславович, ФАДН России ранее инициировало сбор гуманитарной помощи для жителей Донбасса и освобожденных территорий Украины с привлечением национально-культурных автономий. Каковы предварительные итоги? Сколько партий и тонн гумпомощи уже было отправлено в общей сложности?

— В первые дни специальной военной операции среди национально-культурных автономий, общин и диаспор развернулась достаточно активная работа не столько по сбору гуманитарной помощи, сколько по желанию помочь и поддержать людей, которые восемь лет страдали в Донбассе и сейчас оказались в очень тяжелой ситуации. Точную сумму сложно посчитать, потому что иногда в последний момент загружались игрушки, горелки, медикаменты в гуманитарный конвой, но, думаю, порядка 300 тонн отправлено в Донбасс и освобожденные территории. Нам очень важно было, чтобы люди в Донбассе почувствовали, что вся многонациональная страна рядом с ними. Неслучайно на коробках мы приклеивали такие наклейки: “от башкир России”, “от армян”, “от лезгин”, “от украинцев России”, “от татар” и другие.

— Кто активнее всего откликнулся в России на эту инициативу? Когда будет собрана следующая партия?

— Все, кого я перечислил, были наиболее активными. Руководитель Союза армян России лично выезжал в Ростовскую область и посетил большинство пунктов временного содержания для того, чтобы поговорить с людьми, высказать им свою поддержку, лично вручить гуманитарную помощь.

Руководители федеральных национальных культурных автономий белоусов и украинцев — Богдан Безпалько и Сергей Кандыбович — ездили вместе со мной в Мариуполь. Нам важна была адресность оказания помощи, чтобы она дошла до тех, кто больше всего в этом нуждается. Сейчас формируется новый гуманитарный конвой, который будет в ближайшее время отправлен на Украину.

— Помимо гуманитарной помощи, как ФАДН России сейчас взаимодействует с народными республиками Донбасса и в каких направлениях?

— На самом деле, кроме гуманитарной поддержки, мы сразу понимали, что необходимо выстраивать еще и взаимодействие с диаспоральными структурами. Ведь фактически негосударственный гражданский сектор сейчас разрушен, идет специальная военная операция, не до этого. А вот через диаспоральные структуры как раз мы можем задействовать этот гражданский сектор для того, чтобы, во-первых, оказывать эту помощь более адресно, более эффективно. А во-вторых, для того, чтобы в дальнейшем уже эти контакты позволили после возвращения к мирной жизни формировать гражданское общество и нормальные регионы межнациональные, формировать нормальную национальную политику в Донбассе.

— А оказывается ли какая-то помощь жителям Сирии?

— Если говорить о помощи Сирии, то мы на системной основе уже несколько лет ее оказываем, сейчас к Дню защиты детей была отправлена новая партия. Учебные пособия, медикаменты, одежда, продукты питания, в первую очередь, для детей.

— Калужская область ранее наложила запрет на работу иностранных граждан в торговле, транспорте, предприятиях общественного питания, в сфере услуг по подбору персонала. На ваш взгляд, следует ли распространить этот опыт и на другие регионы?

— Я буквально две недели назад был в Калужской области, встречался с губернатором, много обсуждали эту тему. Ситуация в регионах различная, неоднозначная. Мы сейчас посмотрим, как меры, которые приняло руководство Калужской области, повлияют на ситуацию в межнациональной сфере в их регионе. К сожалению, произошли такие процессы, когда целые сферы экономики были фактически приватизированы иностранной рабочей силой, и не всегда это было обусловлено реальным положением дел на рынке труда. Посмотрим, обобщим и в дальнейшем будем принимать решение, рекомендовать ли такие решения для других регионов.

— Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила о том, что поддерживает законодательный запрет на распространение в СМИ и в интернете сведений о национальности преступников, поскольку это способствует разжиганию межнациональной розни. Целесообразны ли подобные запреты для СМИ и интернета? Какие меры в этой связи необходимы для гармонизации межнациональных отношений?

— Наш подход заключается в том, что у преступности нет национальности. Эта тема уже долго дискутируется, но вводить ли законодательное ограничение на упоминание национальности в СМИ — здесь у меня нет однозначного ответа, мне кажется, должно пройти широкое общественное обсуждение. Я бы больше говорил о руководстве журналистами в своей работе правилом “не навреди”. Есть же кодекс журналистской этики, исходя из этого надо в публикациях внимательно подходить к этой теме. Часто ради хайпа и привлечения повышенного внимания тема межнациональных конфликтов умышленно вбрасывается в публичное обсуждение. Это приводит к тому, что даже бытовые конфликты и территориальные споры, коммерческие, в которые вовлечены представители разных национальностей, перерастают в межнациональный конфликт и могут эскалироваться даже на федеральный уровень. Роль журналистского сообщества в сохранении межнационального мира и согласия сложно переоценить, чтобы та стабильность в сфере межнациональных отношений сохранялась дальше.

— Как проводимая специальная военная операция на Украине сказывается на межнациональных отношениях в стране?

— Я думаю, что это просто особенность нашей страны, когда в периоды сложных испытаний мы забываем предрассудки к представителям других национальностей, исторически объединяемся и чувствуем себя одним целым. Так же произошло после начала специальной военной операции. Все межнациональные различия и напряжения уходят из нашей повседневной жизни: мы видим, как изменилось в положительную сторону восприятие жителей Кавказа, и им в то же время противоположный пример — украинское общество, которое, видимо, за 30 лет украинизации сильно деградировало. Сложно представить, чтобы наши военнослужащие бегали по освобожденным территориям и кого-то заставляли произносить слово “рекогносцировка”, как это делают украинские националисты, останавливая машины и прося людей произнести слово “паляница”. У нас это даже не укладывается в голове. Ребята, которые рискуют своей жизнью в Донбассе, сражаются плечом к плечу, — все они разных национальностей. Вопрос этнической принадлежности для них не стоит. И не имеет разницы, кого они защищают: украинца, грека, еврея или русского. А в целом, ситуация в сфере межнациональных отношений сейчас более крепкая и стабильная, чем несколько месяцев назад.

— Как государство сегодня использует потенциал казачества? Нужно ли как-то совершенствовать государственную политику в отношении российского казачества и в каких направлениях?

— За последний год с точки зрения восстановления казачества, с точки зрения повышения его роли много сделано было в различных сферах, экономической, социальной, общественно-политической.  Но ситуация разная в зависимости от региона. Если в Краснодарском крае, на Кубани, можно смело сказать, что казачество стало одним из столпов, оплотов стабильности региона и влияет на все процессы жизни, то  произошло это потому что там уровень поддержки со стороны субъекта очень серьезный. Похожая ситуация в Ростове, Ставрополье. Но в других регионах ситуация пока еще не такая благоприятная. Здесь предстоит большая работа с точки зрения взаимодействия войсковых казачьих обществ и общественных организаций казаков с органами исполнительной власти. Потенциал казачества, конечно, колоссальный, с точки зрения, в первую очередь, патриотического воспитания, с точки зрения мобилизационного ресурса. Сейчас, кстати, это новая задача — формирование мобилизационного ресурса вооруженных сил Российской Федерации из числа войсковых казачьих обществ. И этот потенциал, конечно же, необходимо задействовать, его надо использовать. Мы видим, как казаки сейчас себя проявляют, в том числе, в ходе специальной военной операции и оказывают помощь республикам Донбасса.

— Одно из последствий спецоперации — русофобия на Западе. Как можно противостоять распространяющейся русофобии в мире, прежде всего на Западе? В чем первопричина этого явления? Что могла бы сделать Россия для более эффективной защиты своих соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье?

— Корни русофобии уходят глубоко в историю. Наверное, первопричиной послужил религиозный раскол, который фактически поделил христианство на восточное и западное. Периодически эта тема обостряется. Можно вспомнить наполеоновский поход. Это был пик русофобии в Европе. Потом пальму первенства перехватили англосаксы, потом фашистская Германия. И мы видим, что точку нам удавалось поставить только нашими военными победами для того, чтобы на какое-то время эта тема ушла из повестки наших коллег-оппонентов на Западе.

На сегодняшний момент я вижу, что только военный успех специальной военной операции остановит эту беспрецедентную в своей наглости русофобскую политику на Западе — только с сильными считаются, только сильных уважают. И тогда после победы в специальной военной операции можно опять говорить о каких-то там гуманитарных, цивилизационных и других вопросах. Но я убежден, что мы все равно будем в ближайшее время предметом обсуждения. Сейчас обрублены все контакты, закрыты наши средства массовой информации. Нас по всем направлениям блокируют, начиная от политики, культуры и спорта. И это в принципе беспрецедентно. Если брать историческую ретроспективу, такого накала русофобии никогда не было. Выход один — победить и в дальнейшем переходить уже к обсуждению других вопросов.

— Сказались как-то на деятельности ФАДН введенные санкции? Не так давно вы говорили, что от вашего имени ведется массовая рассылка фейковых писем. Прекратилось ли это сейчас?

— Понятно, что массовые рассылки, хакерские атаки на информационные ресурсы — результат санкций. Но и наши оппоненты понимают, насколько важна для нашей страны, для стабильности в нашей стране тема межнациональных отношений. И они именно в болевые точки пытаются бить, пытаются раскачивать, вытаскивать застарелые какие-то проблемы в сфере межнациональных, межрелигиозных отношений для того, чтобы раскачать стабильность внутри нашей страны. Но мы ситуацию постоянно мониторим, делаем фокус-группы, проводим социологические исследования и видим, что пока эти попытки безрезультатны и часто, наоборот, приводят к обратному эффекту.

По информации: “ТАСС”

Ранее

Иностранные наемники на "Азоте" блокируют переговоры по сдаче в плен

Далее

На месте расположения саперов ВСУ нашли устройство для употребления наркотиков

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru