Что дальше? – мнение экспертов.
В минувшее воскресенье, 11 мая, в Донецкой и Луганской областях Украины прошел референдум о статусе этих регионов, организованный сторонниками федерализации страны. В бюллетенях был всего один вопрос, который отличался только названием региона: поддерживаете ли вы акт о государственной самостоятельности соответственно, Донецкой и Луганской народной республики?
Несмотря на вооруженное противодействие украинских силовиков, с самого утра на избирательные участки выстроились очереди. Как заявили в конце дня в избиркомах провозглашенных республик, в Донецкой области явка составила 71,42%, в Луганской – около 80%.
В Красноармейске Донецкой области голосование было прекращено досрочно – силовики захватили здания избирательных участков, однако бюллетени и списки избирателей членам избиркома удалось эвакуировать. Как сообщил председатель Центризбиркома Донецкой народной республики Роман Лягин, явка в Красноармейске составила 77,8% и из-за захвата зданий голосование решено не возобновлять.
7 мая президент России Владимир Путин после закрытой встречи с президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером призвал сторонников федерализации Украины перенести референдум на более поздний срок для того, чтобы создать все условия для волеизъявления жителей юго-востока страны и диалога с киевским властями. Однако Донецк и Луганск все же решили провести голосование в намеченные сроки.
«Все очень внимательно выслушали мнение Владимира Путина о переносе референдума, – пояснил «Эксперту Online» накануне плебисцита глава информационного центра «Юго-Восточный фронт» Константин Кнырик. – Но есть важная рекомендация, на которую мало кто сделал акцент – после отвода войск. Однако уже вчера представители киевской хунты заявили, что антитеррористическая операция против своего народа будет продолжаться. То есть, никто войска отводить не собирается».
Кнырик добавил, что Путиным был предложен мирный вариант, но Киев на него не пошел.
«Был предложен мирный путь решения проблемы. ОБСЕ тоже предлагает адекватные меры. Но на все эти предложения последовала абсолютно неадекватная реакция со стороны Киева. Продолжение АТО (антитеррористической операции – ред.), опять стрельба в Славянске. Поэтому для Луганска и Донецка единственный законный путь – провести референдум, самоопределиться и на легальном основании выдворять оккупантов со своих территорий, – сказал Кнырик. – Люди не хотят жить в стране, где нет реальной власти. Они хотят самоопределиться и жить спокойно».
Между тем, МИД Украины в воскресенье выступил с заявлением, что «референдум на Востоке не повлияет на целостность страны». При этом и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский признал, что «многие в Донецкой и Луганской областях не доверяют правительству». И добавил, что обстановка в этих регионах «очень сложная» и «должен быть найден политический компромисс».
О непризнании результатов голосования заявили США и страны Запада.
Тем не менее, референдум состоялся. Что будет дальше?
Спикер Совета Донецкой народной республики, сопредседатель правительства Владимир Макович в интервью «Российской газете» отметил, что после подсчета голосов и объявления результатов референдума будет второй этап. «На втором этапе пройдут выборы прокуроров, руководителей МВД, Службы безопасности, судов. Мы в этом году обеспечим выборность всех начальников силовых ведомств. Потом обязательно будут новые выборы в парламент. Потом примем Конституцию», – сказал Макович.
Что же касается отношений с Киевом, что, по его словам, никто не говорит о резком прекращении экономических связей. «Это просто невозможно. Сюда поступают пенсии и субсидии. Отсюда налоги и сборы. Пока все работает. Мы не перекрывали ни одну программу, чтобы не навредить. Но если что-то произойдет, то наверняка найдутся люди, готовые нас поддержать на этом переломном этапе. Потеряет только тот, кто попытается осуществить этот разрыв связей», – уверен спикер Совета Донецкой народной республики.
То, что референдум – это только первый шаг, считает и депутат Верховной рады от «Партии регионов» Олег Царёв. «Сегодня люди делают очень важный выбор. Референдум создаст границу между фашистской властью и людьми, которые хотят мира и стабильности. Референдум – это только первый шаг. Дальше нужно будет серьезно работать, строить ту жизнь, которой эти люди достойны. Весь Юго-Восток смотрит с надеждой на Луганск и Донецк. Многие по-хорошему завидуют», – приводит слова депутата iarex.ru.
«Народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев заявил в воскресенье журналистам, что «референдум для нас – это создание новой субъектности». При этом, как сообщает РИА «Новости», он не стал утверждать, что следующим шагом станет присоединение к России. «Пока рано что-то комментировать по этому поводу», – сказал Губарев.
«Народный мэр» Славянска Вячеслав Пономарев в разговоре с российскими журналистами не исключил, что после референдума – в случае решения отделиться от Украины – провозглашенная Донецкая республика со временем перейдет на расчеты в российские рубли.
«После референдума пока будет ходить украинская гривна, но постепенно, я думаю, мы перейдем на российский рубль», – отметил он. Этот шаг, по его мнению, будет обусловлен тесной экономической интеграцией с Россией. «Экомически мы будем сильно завязаны с Россией. Наша промышленность практически полностью ориентируется на Россию», – добавил Пономарев.
Украинский политтехнолог, президент компании Berta Communications Тарас Березовец считает, что «сепаратисты пока не собираются присоединяться к РФ, а поначалу объявят о своей государственной самостоятельности». «Введения российских войск не будет. Россия просто продолжит ту стратегию, которая сейчас приносит эффект», – приводит слова политолога gazeta.ru.
Впрочем, создается впечатление, что сейчас никто толком не знает, что будет с провозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками после референдума.
Между тем, 8 мая пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, комментируя отказ Донецка и Луганска перенести референдум, сказал: «Есть новые вводные. Нужно анализировать».
Геннадий Шалаев