«Оплатил посылку, а внутри — кирпич»

Как мошенники обманули на почте тысячи россиян и почему они не боятся полиции?

За последние два года тысячи человек в столичном регионе пострадали от мошенников, которые научились обманывать своих жертв прямо в почтовых отделениях. Аферисты зарабатывают на посылках из интернет-магазинов, отправленных с наложенным платежом. Получатели отдают за них немалые деньги, но вместо долгожданных покупок находят скомканную бумагу, старые носки и кирпичи. Как люди становятся жертвами аферистов в почтовых отделениях и почему полиция никак не может положить этому конец, выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

В июне 45-летний москвич Сергей получил извещение — ему пришла посылка. Но в почтовом отделении выяснилось, что за нее нужно заплатить 7,5 тысячи рублей. Вскрывать посылку, которая отправлена с наложенным платежом, до оплаты запрещают правила, а после оказалось, что Сергею прислали много бумаги и две детские юбки из самого дешевого и плохо окрашенного хлопка.

Отправителем странной посылки значилась московская компания «Лабиринт», но ее телефоны, указанные на сайте и на самом отправлении, были и остаются недоступны. Между тем в тот день, когда Сергей получил посылку, его коллеге, 37-летнему Юрию, пришло аналогичное уведомление — и тоже от загадочной компании «Лабиринт».

Но Юрий, в отличие от Сергея, ничего не покупал в сети — этим занимается его жена. Увидев на почте незнакомого отправителя, он отказался забирать посылку и платить за нее около 3,8 тысячи рублей.

Тогда мне стали приходить СМС с требованиями получить посылку, а потом начались звонки. Звонившие вначале просто просили получить посылку, потом стали угрожать внесением в черные почтовые списки. Причем мне звонили с разных номеров: блокировка одного никак не помогала прекратить этот поток

москвич Юрий

А Сергей решил идти до конца и обратился в полицию. Заявление у него приняли, но неофициально сказали, чтобы он ни на что не рассчитывал: формально закон не был нарушен. О подобных историях в полиции знают хорошо: скажем, недавно житель столичного района Очаково-Матвеевское решил купить в сети робота-художника Quincy.

Как рассказали «Ленте.ру» в столичном главке МВД, эта покупка обошлась мужчине почти в четыре тысячи рублей. Как и в предыдущих случаях, он внес наложенный платеж за развивающую игрушку на почте, открыл посылку и нашел внутри совсем не Quincy, а большое количество бумаги и упаковку с носками. Этот «сюрприз» отправила все та же компания «Лабиринт» с отключенными телефонами.

«Счет потерпевших идет на тысячи»

В отделениях «Почты России» проблема с мошенничествами при получении посылок с наложенным платежом знакома очень хорошо. Как рассказала «Ленте.ру» на условиях анонимности Ирина (имя изменено), сотрудница одного из столичных почтовых отделений, скандалы по поводу таких отправлений вспыхивают «уже пару лет каждую неделю».

Человек оплачивает посылку, а внутри оказывается либо кирпич, упакованный в несколько десятков газет, либо много оберточной бумаги и какие-нибудь носки, хорошо, если не ношенные. Отправителей несколько, но чаще всего это компании «Лабиринт» из Москвы и «Оксенд» из Московской области

сотрудница одного из столичных почтовых отделений Ирина

Почтовые работники не могут рекомендовать отказываться от оплаты посылок, тем более подобные уговоры часто имеют обратный эффект. Между тем почтовики подозревают, что адреса получателей мошенники могут узнавать не из баз данных интернет-магазинов, а из базы самой «Почты России».

У нас на территории живет библиофил: он каждую неделю, а то и чаще, получает книги. Если и были у него товары из интернет-магазинов — то одна-две посылки, не больше. Основные отправления — от частных лиц, таких же, как он, книголюбов. И ему уже трижды приходили фишинговые посылки. Так что утечка, скорее всего, с нашей стороны

сотрудница одного из столичных почтовых отделений Ирина

Как бы то ни было, откуда аферисты узнают адреса для отправки посылок — вопрос открытый. Но проблема в том, что в самом факте отправления посылок с подвохом формально нет состава преступления. Согласно почтовым правилам, получатель не может вскрыть посылку до оплаты, но и не может вернуть ее после вскрытия. Поэтому полиция тут бессильна.


Как устроена мошенническая схема с фишинговыми посылками

Данные Главного управления МВД России по Московской области

«Особенность мошеннических действий путем рассылки товаров с оплатой наложенным платежом из интернет-магазинов заключается в следующем: весь алгоритм контактов между потенциальными потерпевшими и фигурантами происходит с использованием программного обеспечения, благодаря которому мошенники имеют доступ к статистике поступления заказов, сведений о заказчике, адресе доставки, номере телефона, а также наименовании заказанного товара.

При поступлении заказа фигуранты созваниваются с покупателем и представляются сотрудниками организации, выступающей продавцом товара. После согласования и подтверждения заказа злоумышленники передают схожую по весовым характеристикам посылку в ближайшее отделение «Почты России» для отправки покупателю. Информация об отправке посылки с указанием трек-номера для отслеживания передается клиенту.

Посылки направляются наложенным платежом с обязательным объявлением ценности товара. В момент получения товара заказчик оплачивает стоимость посылки, после чего осуществляет фактическую проверку полученного отправления и выявляет полное несоответствие заявленного товара. В связи с тем, что после оплаты посылки получателем сумма наложенного платежа перечисляется отправителю почтовым переводом, приостановление финансовой трансакции не представляется возможным».


Да и психологический расчет у мошенников очень точный — дело в том, что люди, которые часто пользуются интернет-магазинами, порой просто забывают, что и где они заказывали. Именно поэтому, по оценкам рядовых почтовых сотрудников, восемь из десяти посылок с подвохом достигают своей цели.

В итоге счет потерпевших от таких афер только в Москве и области за последние два года идет на тысячи. В полиции признают, что схема с посылками содержит мошеннические действия. Но ни одного уголовного дела так и не было возбуждено — нет оснований, ведь формально закон не нарушен

источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах

Получай, но проверяй

В пресс-службе «Почты России» «Ленте.ру» подтвердили, что по действующим Правилам оказания услуг почтовой связи отправление с наложенным платежом нельзя вскрывать до оплаты. Впрочем, есть несколько правил, которые могут защитить от мошенников при получении таких посылок.


Как защититься от мошенников при получении посылок с наложенным платежом

Опись вложения. Заказывая товары в сети, можно попросить продавца отправить посылку с описью вложения. Это специальный бланк, где подробно перечислены все предметы внутри коробки и их стоимость. Перед отправкой сотрудник почты сверит опись с содержимым коробки и примет посылку лишь в том случае, если они совпадают. Получатель имеет право вскрыть такую посылку вместе с сотрудником отделения и отказаться от оплаты, если опись и содержимое не совпадают.

Осмотр посылки. Если посылка отправлена без описи, нужно оценить внешний вид упаковки, а также попросить сотрудника почты сравнить ее вес с тем, который был указан при отправке. Сильно поврежденная упаковка и расхождение в весе дают получателю право вскрыть посылку до оплаты. Если товар внутри поврежден или отличается от того, который ожидал адресат, от оплаты такой посылки также можно отказаться.

Посылки от незнакомцев. Сотрудники «Почты России» настоятельно рекомендуют не получать наложенным платежом посылки от неизвестных продавцов или незнакомых частных лиц. «Высока вероятность, что такие посылки отправляют мошенники по базам контактов крупных интернет-магазинов. Вместо приятного сюрприза внутри обычно оказывается ненужный хлам — например, старые газеты», — отмечают в пресс-службе «Почты России».


Для борьбы с подобными аферами «Почта России» уже подготовила поправки в Правила оказания услуг почтовой связи: они позволят по желанию получателя проверять содержимое посылок до оплаты. Новая версия правил уже одобрена в Минцифре и проходит регистрацию в Минюсте России.

Кроме того, служба безопасности «Почты России» вместе с правоохранительными органами ведет реестр недобросовестных отправителей. Однако в компании отказались предоставить «Ленте.ру» данные как о числе таких отправителей, так и о количестве жалоб на фишинговые посылки.

Между тем схему с посылками с наложенным платежом специалисты формально относят к киберпреступлениям, поскольку в ней используются IT-технологии. Их число в России растет год от года: в 2021 году в стране было зафиксировано 518 тысяч киберпреступлений, что на 1,4 процента больше, чем в 2020 году, но почти в два раза больше, чем в 2019 году.

Впрочем, за первые пять месяцев 2022 года в России зафиксировали 204,8 тысячи киберпреступлений, что на 9,8 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако специалисты говорят не о снижении, а, скорее, о стабилизации обстановки в этой области.

Ловля в сети

Сегодня преступления в IT-сфере — одни из самых быстроразвивающихся видов преступности, говорит в беседе с «Лентой.ру» начальник отдела организации расследования дистанционных хищений Управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России Ильнур Якупов.

По словам Якупова, второй по распространенности способ дистанционного мошенничества в России связан с покупкой и продажей товаров и услуг в сети. Собственно, именно этим трендом и пользуются мошенники, использующие схему с фишинговыми почтовыми посылками и интернет-магазинами.

Как правило, в поиске выгодных предложений люди заходят на фишинговые сайты, где самостоятельно осуществляют 100-процентную предоплату товаров. При этом тот факт, что они стали жертвами преступников, они осознают только спустя время, когда им либо не поступает товар, либо приходит товар ненадлежащего качества

Ильнур Якупов

начальник отдела организации расследования дистанционных хищений Управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России

Как говорит Якупов, мошенники также часто действуют на самых популярных интерактивных торговых площадках. Они рассылают пользователям ссылки якобы для осуществления безопасных сделок. Благодаря этому аферисты получают персональные данные банковских карт, а затем похищают оттуда деньги.

Какой именно ущерб наносят аферы в области интернет-торговли, официально нигде и никогда не звучало. Однако по экспертным оценкам, в 2021 году этот ущерб составил примерно 150 миллиардов рублей. Иными словами, это около 1,1 тысячи рублей с каждого жителя России, включая новорожденных и пенсионеров.

Впрочем, вселяет надежду тот факт, что все схемы мошенников в основном известны и сегодня за счет грамотности населения вал подобных преступлений в России постепенно снижается.

Фото: pixabay.com

Игорь Надеждин

По материалам: “Лента”

Ранее

Газ, золото и нефть

Далее

Около нуля

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru