Северная столица может вернуться к рассмотрению проекта переноса Большого порта Санкт-Петербурга в более удаленную локацию. Об этом может говорить инициатива губернатора Александра Беглова снизить арендные платежи за использование портовой инфраструктуры для стивидорских компаний. Реализация проекта принесет Петербургу несколько новых жилых комплексов и перебросит поток железнодорожных грузов из центра города, однако в долгосрочной перспективе это обернется убытками для бюджета.
В 2021 году крупнейшая компания по производству рельсового транспорта «Трансмашхолдинг» предложила провести реновацию Большого порта Санкт-Петербург. Все расположенные на его территории объекты предлагалось перенести в Усть-Лугу, а на их месте построить жилой квартал. Инвестор был готов за свой счет реализовать проект, вложив порядка 550 миллиардов рублей. Однако объектом владеет не Петербург, а Министерство транспорта Российской Федерации, поэтому вопрос реализации проекта инвестор решал непосредственно с ним.
Так, был скорректирован проект ж/д путей на юго-западе Петербурга в обход городской черты. Смольный и сам был заинтересован в этом, однако для строительства мешал тот самый Большой порт Санкт-Петербург. Инвестор намеревался перенести его в Усть-Лугу, но Смольный это не устраивало. Вместо этого на тот момент председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков предложил перенести порт в «Бронку», которая находится в городской черте.
Это позволило бы Смольному сохранить огромные налоговые поступления от стивидорских компаний в бюджет города, вдобавок получив жилые площади и новую железную дорогу. Вот только порт продолжает быть федеральной собственностью. Не исключено, что меры «поддержки» стивидорских компаний от губернатора Беглова – это попытка присвоить перспективную территории для последующей застройки. Ведь сами стивидоры, получающие огромные прибыли, по большому счету, в поддержке не нуждаются.
Инициатива Смольного, вероятнее всего, лишь инструмент, который поможет уменьшить функциональность объекта перед его последующей передачи городу. Ведь содержание инфраструктуры оплачивается именно из арендных платежей стивидоров. Их снижение приведет к износу порта, что станет поводом Смольного указать на то, что «федералы не видят, во что превратился порт» и присвоить его себе для последующей передачи девелоперам под застройку.