“Год назад тонна угля стоила около 70 долларов, в марте 2022 года её цена перевалила за 320 долларов”
Добывающие предприятия составляют костяк региональной промышленности. Высокие цены на уголь только в первом квартале этого года привели к трёхкратному росту поступлений по налогу на прибыль в бюджет Хакасии. На этом фоне всё более заметной становится негативная тенденция: предприятия не могут в полном объёме вывезти из республики добытое сырьё. Угольщики винят в этом в первую очередь ОАО «РЖД», которое, по их мнению, отдаёт приоритет другим отраслям и другим субъектам РФ. Недорабатывает, как считают многие, и руководство Хакасии, недостаточно настойчиво лоббирующее интересы республики в Москве. Железнодорожники заявляют, что никого не ущемляли, просто восточное направление сейчас перегружено, а Транссиб и БАМ не резиновые. Точку в споре должно поставить Правительство РФ, куда обратились республиканские депутаты.
На днях представители угледобывающей отрасли сделали громкое заявление: Республика Хакасия находится на грани экономического коллапса. В ближайшее время её ведущие предприятия будут вынуждены остановить работу. Разрезы затоварены добытым углём, вывозить его промышленники не успевают, и ситуация будет только ухудшаться. Как полагает исполнительный директор компании «Разрез Аршановский» Евгений Юрин, виновата в этом политика ОАО «Российские железные дороги».
«РЖД представили для республики индикативные параметры отгрузок в восточном направлении, согласно которым падение фиксируется даже относительно сегодняшних объёмов. Этого недостаточно для региона и эффективной работы предприятий. Наблюдается тенденция к снижению объёмов отгрузок в три-четыре раза. Если на июль эта цифра составляет 543 тысячи тонн в восточном направлении, то к декабрю составит уже 174 тысячи тонн», – отметил Юрин.
Глава компании также уточняет, что сейчас Восток – единственное рентабельное для угольщиков направление, поскольку отгрузки на Запад из-за санкций почти прекратились.
В настоящее время на территории Хакасии действуют девять угледобывающих предприятий с объёмом добычи примерно 30 млн тонн угля. В финансовом плане дела региона идут прекрасно, он вошёл в полосу настоящих удач. В январе – марте этого года сумма средств, собранных за счёт налога на прибыль в республике, составила 6 млрд рублей. Это в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Резкий рост цен на сырьё – основная причина улучшения бюджетных показателей.
Год назад тонна угля стоила около 70 долларов, в марте 2022 года её цена перевалила за 320 долларов.
Но добытое надо вывезти. Ранее говорилось о том, что для хакасского угля утверждена квота в размере 9 млн тонн в год. На практике это требование не соблюдается. В частности, по данным «Разреза Аршановский», в прошлом году угольные предприятия Хакасии вывезли по восточному направлению только 5,6 млн тонн. Теперь же возникла угроза того, что в 2022-м и этого показателя достичь не удастся. И уже появилась информация, что некоторые предприятия отрасли начали снижать темпы производства, переводя часть работников на неполный рабочий день с сокращением заработной платы. С января добыча угля в регионе снизилась на 6 процентов, отгрузка – на 4,8 процента.
Хакасия находится в зоне обслуживания Красноярской железной дороги. Как сообщала ранее пресс-служба компании, её погрузка в январе – июне выросла на 5,8 процента. Общий объём перевезённых грузов составил 23,8 млн тонн. Больше всего повысился объём перевозок муки: рост к первому полугодию 2021 года составил 21,5 процента. По зерну – 15,5 процента, по нефтепродуктам – 17 процентов. Перевозки угля тоже увеличились, но только на 8,2 процента (и это данные по нескольким регионам). Такие цифры дают ясное представление о приоритетах.
– Угольщики прекрасно знают, что индикативные параметры отгрузок утверждаем не мы, а федерация. Они также прекрасно осведомлены о текущей политической ситуации, о государственных задачах, стоящих перед железной дорогой, исходя из которых приоритет отдаётся тем или иным видам продукции, – заявил «Октагон.Сибирь» источник в компании.
«Обвинять нас, что мы кого-то умышленно обделяем, – абсурд. Это же наша прибыль, зачем нам её терять? Но восток – БАМ, Транссиб – имеет ограничения по пропускной способности. В последние годы там многое сделано и делается для их расширения. Но окончательно эта задача ещё не решена». – Источник, «Октагона» в компании «РЖД».
«Данное направление уже несколько лет серьёзно перегружено. Проект под контролем государства, но сроки завершения первого этапа развития Восточного полигона год от года сдвигаются. Сегодня это конец 2022 года, но утверждённых на этот год объёмов вывоза грузов, судя по представленной информации, достигнуть не удастся», – говорит член Совета Федерации от Республики Хакасия Александр Жуков.
Принимая во внимание эти моменты, верховный совет Хакасии обратился к председателю Правительства России Михаилу Мишустину с просьбой помочь угледобывающим предприятиям региона. Главная цель республики – приоритет вывоза энергетического угля Хакасии наравне с вывозом на экспорт антрацита и коксующегося угля Кузбасса. Необходимая квота – 8,6 млн тонн. Согласно проекту обращения, после введения западных санкций на поставку российского угля в Европу угольные предприятия региона столкнулись с нехваткой денег.
«Проблемы возникли из-за изменившихся условий расчётов, при которых производится предоплата транспортировки угля, а плата за поставленный уголь поступает спустя несколько месяцев с момента его отгрузки. По этой причине на угольных предприятиях за последние месяцы возникли большие кассовые разрывы», – поясняет председатель комитета Верховного совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев.
«Правительство и президент Российской Федерации нашли возможность оказать помощь предприятиям, которые оказались под санкциями. Наши предприятия на 100 процентов оказались под ними», – подчеркнул председатель верховного совета республики Владимир Штыгашев.
Фото: pixabay
Алексей Бондарев
По материалам: “Октагон”