Надежда Тушакова, проработавшая в универмаге 50 лет, рассказала о его уникальной истории
Большой Гостиный двор долгие десятилетия удерживал статус главного торгового центра страны. Но и сегодня, когда торговые комплексы, всевозможные моллы и манежы растут как грибы, историческое здание на Невском притягивает посетителей.
Подробности уникальной истории знаменитого универмага северной столицы знает Надежда Тушакова, председатель совета директоров Большого Гостиного Двора, которая более 50 лет проработала в торговом центре.
Гостиный двор открылся в 1785 году. Его здание спроектировал молодой архитектор Деламот, хотя свои силы пробовали и знаменитые Растрелли, и Антонио Ринальди. Спустя два столетия старинный универмаг стал памятником федерального значения (находится под охраной ЮНЕСКО). Сегодня он принимает по 35 000—100 000 посетителей в день и приспосабливается к новым условиям.
Тушакова с ностальгией вспоминает, как менялся универмаг на протяжении последних 50 лет. Все эти годы она наблюдает за Гостиным двором, а с начала 1990-х руководит торговым центром, пишет Forbes Woman.
Исторические вехи
В Гостиный двор Тушакова пришла продавщицей в магазин фарфора и хрусталя сразу после школы. В начале 1970-х на балансе Гостиного двора даже числилась лошадь с повозкой, на которой с Садовой линии перевозили посуду из магазина фарфора и хрусталя переехал на Перинную линию.
Как отмечает издание, параллельно с работой Тушакова закончила Институт советской торговли им. Энгельса, после чего заняла должность старшего инженера по научной организации труда. Она организовала конкурсы профессионального мастерства с элементами делового обучения при Гостином дворе, создала школу резерва при универмаге, где руководители проводили занятия, обучая персонал.
В 1980-м «олимпийском» году Тушакова координировала мелкорозничную торговлю сувенирами на стадионе им. Кирова, после чего стала отвечать за продажу дефицитных товаров в «Гостинке». Она вспоминает, что в универмаге работал Голубой зал, который обслуживал дипломатов, делегатов съезда.
Когда товары стали исчезать с полок магазинов в 1990-х годах, универмаг начал обмен: хлебокомбинат давал пирожные, сушки и печенье для Гостиного двора, который, в свою очередь, организовывал для хлебокомбината выездную торговлю сапогами.
Тушакова организовала продовольственную торговлю в Гостином дворе. Она вспоминает, как однажды им привезли хурму, которая сначала замерзла, потом оттаяла, и покупатели не хотели такую хурму брать. В результате пришлось выкинуть целых 17 бидонов мякоти. А еще был случай, когда в канун Нового года завезли очень много сосисок. Выстроились очереди, и всей семье Тушаковой пришлось выйти на работу. «Помню, как дочка ледяными руками эти сосиски взвешивала», — рассказывает она Forbes Woman.
90-е годы сказались и на судьбе Гостиного двора. В 1994 -м началась его приватизация, по итогоам которой контрольный пакет акций достался коллективу универмага. Однако в то же время, как известно, стали плодиться различные фонды, предлагающие быструю выгоду. Тушакова вспоминает, как инвестфонды скупали акции госпредприятий: фонд «Хопер-инвест» стал за небольшие деньги приобретать акции Гостиного Двора, и многие сотрудники променяли бумаги на сиюминутную выгоду, у фонда оказалось около 28%.
Впервые на территорию универмага представители «Хопер-инвеста» приехали с автоматчиками. «Я поняла, что это не те партнеры, с которыми можно развивать предприятие», — говорит Тушакова. В это время она занимала пост директора по торговле. Поняв, что таким образом все акции могут уйти в «Хопер-инвест», менеджер предложила сотрудникам объединиться. За Тушаковой пошло около 1500 человек, которые держали почти 25% акций. В середине 1990-х следствие арестовало акции «Хопер-инвеста», а Гостиный двор провел допэмиссию, размыв их долю.
Как пришла высокая мода
В то же время государство продало 17% акций структурам банка «Викинг» Алексея Устаева на инвестконкурсе, по условиям которого победитель обязался потратить $12 млн на реконструкцию Невской линии. Новый инвестор решил сделать на втором этаже Галерею высокой моды. Тушакова как директор по торговле решила привезти коллекции одежды для галереи из Франции. «Мы поехали в Париж, встречались с представителями модных домов. Времени было мало, но когда я пообещала, что мы купим на миллион франков товаров по безналу, то все пошли навстречу», — вспоминает она.
Общие инвестиции в закупку оборудования и одежды составили $6 млн. До открытия Невской линии оставалось три недели, когда подрядчик, который делал ремонт, сбежал. Тушакова рассказывает, как сами сотрудники стирали краску со стекол, отмывали торговые залы. Лишь за два дня до праздника получили коллекции.
За 16 лет коллекция Галереи высокой моды объединила более 40 мировых брендов: Moschino, Missoni, Versace, Nina Ricci, Christian Lacroix и других. Гостиный Двор регулярно проводит показы новых коллекций в Петербурге, а также гала-показы «Мода белых ночей на Невском».
Сейчас акционерами ОАО «Большой Гостиный Двор» являются около 30 юридических лиц и 6800 жителей Петербурга. Cогласно СПАРК-Интерфакс, самой Тушаковой принадлежит 0,00004% акций универмага. Прибыль компании в 2013 году составила 96,6 млн рублей, согласно бухгалтерской отчетности компании.
Выживать все сложнее
Тушакова говорит, что выживать торговому центру в современных условиязх становится все сложнее. С начала 2000-х в Петербурге появилось много новых торговых центров, современных моллов, конкуренция выросла. Все похожие комплексы в центре города были отреставрированы и поменяли концепцию (Пассаж, ДЛТ, Дом Мертенса).
«Гостиный двор расположен в центре, и, чтобы ехать сюда покупателю, мы должны предлагать другие товары, делать особые предложения, что мы и стараемся делать».
В универмаге сегодня можно купить практически все: одежду, продукты, косметику, детские товары, сувениры, посуду. Помимо магазинов в Гостином дворе есть кафе, турфирмы, салон красоты, химчистка, ремонт обуви, обмен валюты, ремонт телефонов, фотосервис и многое другое. Около 35% клиентов Гостиного двора — туристы.
«Не секрет, что сегодня торговля переживает огромные трудности: столько магазинов, что торговать уже нерентабельно. Порой, конечно, бьемся как рыба об лед, чтобы получить результаты предыдущего года», — рассуждает Тушакова. Но, несмотря на это, директор уверена, что Гостиный двор — единственный в своем роде, а потому и с конкуренций проще. «По сравнению с остальными магазинами — мы другие: такой номенклатуры нет ни у кого, и таких универмагов, как Гостиный двор, в Санкт-Петербурге больше нет».
Конфликт интересов
Как пишет издание, в сентябре прошлого года в состав акционеров ОАО «Большой Гостиный Двор» вошла компания Fort Group — крупнейший владелец торговой недвижимости в Петербурге. Спор начался из-за двух концепций реконструкции универмага. Первая разработана по заказу руководства «Гостинки» «Студией 44» Никиты Явейна еще в 2005 году и сейчас совершенствуется в соответствии с новыми градостроительными нормами. Проект потребует 300 млн рублей инвестиций и предполагает реставрацию одного из корпусов универмага под Международную академию музыки Елены Образцовой. Планируется капитальный ремонт с реставрацией здания во внутреннем дворе универмага.
Вторую концепию представила Fort Group, по ней предполагается увеличение торговых и общих площадей универмага в 5 раз — до 70 000 кв. м. Планировалось использовать пространство внутри универмага, строения во дворе, что могло увеличить торговый оборот в 20 раз — до $800 млн в год. Впрочем, Fort Group, даже с голосами миноритариев, в меньшинстве и не имеет пока представителя в совете директоров. В феврале акционеры Гостиного двора одобрили первую концепцию. Власти города в конфликт собственников универмага пока не вмешиваются.
Евгений КОСТИН
Фото: audioguide.spb.ru