Акрам МУРТАЗАЕВ: Владимир Путин, похоже, хочет отнять у Горбачева звание «последний президент СССР».
Владимир Путин, похоже, хочет отнять у Горбачева звание «последний президент СССР», а у Ельцина — «первый президент России». Во всяком случае, референдум в Крыму 16 марта — это, по сути, создание новой России, а парад Победы в Севастополе 9 мая — напоминание мировому сообществу, что СССР еще жив.
Просто Союз, подобно Ленину, лежал забальзамированный в своем мавзолее. Поскольку вчера было рано, а завтра будет уже поздно. И он восстал именно сегодня, использовав, вместо Авроры, очень вежливых зеленых человечков.
В свое время Владимир Путин дал философское определение ностальгии о великой стране — кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а кто думает вернуть его, у того нет головы. Красивая фраза, но не совсем точная. Поскольку СССР никуда не исчезал, он только трансформировался в некие псевдодемократические государства, которые обрели лишь новые названия, но не подлинный суверенитет.
Бывший СССР превратился в «зону геополитических интересов России», побег из которой был практически невозможен. Уйти позволили только странам Прибалтики, поскольку даже в составе Союза они выглядели инородным телом. Все остальные братские республики дружно легли под нажимом Кремля, понимая, что каждый несанкционированный шаг связан с огромным риском.
Чуть видоизменилась и кадровая политика Кремля. С учетом демократических преобразований, президентов на подведомственных территориях уже не назначают, а используют демократические инструменты. Вещь несколько хлопотная, но механизм уже отлажен. Есть карабахский вариант, есть приднестровский и, конечно же надежный, как автомат Калашникова, агрегат «Русскоязычное население».
Тот же Янукович, несмотря на свое шапочное знакомство с Уголовным кодексом, был посажен на трон с помощью Кремля, правда, со второй попытки. При первой (и неудачной) Путин все равно дважды поздравил своего выдвиженца с победой на президентских выборах.
Некоторые политологи убеждены в том, что операция «Крым» готовилась к 2015-му году. Были опасения, что Янукович со своим золотым батоном провалится на выборах. Но случился Майдан, и операцию начали немедленно, что вовсе не повлияло на качество ее исполнения.
А чему тут удивляться? Мы же давно готовились к силовому варианту возвышения роли России в мировой политике. Кто смеялся над Путиным, когда он вкладывал огромные деньги в оборонку — в ущерб здравоохранению и образованию? Да, мы сегодня не совсем здоровы, и несколько «недообразованы», но именно поэтому особо опасны в бою с изнеженным Западом.
И Запад, конечно, оказался не готов к возрождению России (читай: СССР). Он невнятно сформулировал робкое предложение, мол, если Кремль прекратит вести себя агрессивно, то вполне возможно, что мир и примет новый статус России. Иначе говоря, Украина была оставлена на своеобразной нейтральной полосе, между Западом и Востоком. А в этом случае у нее есть только один путь — идти на восход Солнца. То есть на Восток….
Но надо отдать должное потрясающей изобретательности Кремля. Столкнув русскоязычное (коренное) население с украинским (не будем говорить про военное вторжение), Москва потребовала от Киева…. развития демократии! Ребята, вам надо переписать Конституцию (федерализация), дать право регионам на самоопределение…
Владимир Владимирович, эх, и нам бы такие права. Но теперь (с 9 мая), если только кто заикнемся о праве на выход из состава, то сразу отправится на нары. До 5 лет строгого режима…. Кстати, если бы Украина жила по нашим законам, то ничего подобного бы там не случилась, ведь все русскоязычное население именовалось бы иностранными агентами. С соответствующими выводами…
И все-таки, чем станет для нас Крым? Скорее всего, ничем. Как не стала ничем война с Грузией. Наверно, для Путина, как для профессионального разведчика, борьба с угрозами куда важнее самих угроз. Он не только духом окреп в борьбе, он просто немыслим в мирное время и поэтому тщательно сокращает его.
Борьба с Болотной и иностранными агентами, с сепаратизмом и терроризмом, поиск внешних и внутренних угроз становятся гарантией незыблемости политической системы. Когда врагов множество, мысль о возможном уходе Путина воспринимается как крах России. Мы выживем только с ним…. Эта мысль все отчетливее проступает в мозгах нации, вытесняя очевидное — все наши проблемы в нашем доме и в нашей власти.
Акрам МУРТАЗАЕВ
P. S.
Ученые университета Иллинойс «обобщили» опыт 148 диктаторов, правивших с 51-го по 90-й годы и потерявших власть не по своей воле. Результат получился интригующий: оказалось, что лишь 11 из них потеряли власть в результате народного восстания (читай: Болотная площадь или Майдан). Абсолютное же большинство были свергнуты соратниками вождя.
А не на ближайший ли круг рассчитаны все эти санкции Запада?