Торговые центры не смогли оправиться после ухода западных брендов
Как и предсказывала «Наша Версия», превращение модных торговых центров в барахолки идёт медленно, но верно. Уже сегодня многие ТЦ, некогда работавшие исключительно с глобальными брендами, не гнушаются пускать к себе магазины экономкласса. Иностранцы уходят, а заполнить пустующие площади владельцам ТЦ сегодня некем.
На днях в столичном ТЦ «Европейский» открылся бюджетный магазин парфюмерии и косметики «Подружка». Для людей понимающих это событие стало поистине знаковым – обычно на самом выгодном и престижном первом этаже располагались бутики Dior, Chanel, Trussardi и мультибрендовые магазины, делающие ставку на продажу премиальных брендов типа «Рив Гош» и «Л’Этуаль».
Поясним: как правило, управляющие каждого ТЦ чётко следуют выбранной концепции, подбирая микс арендаторов исходя из предпочтительной целевой аудитории. Для этого в каждом ТЦ существует детальный план. Потому шансы на то, что в ГУМе начали бы продавать условный ивановский трикотаж, ещё несколько месяцев назад стремились к нулю. Но теперь ситуация начинает меняться.
Почти как в Иране
«У ТЦ есть две задачи: делать максимальный оборот с квадратного метра и сохранять поток посетителей. Сейчас покупатели переходят в режим экономии, соответственно меняется и состав арендаторов», – поделился с «Нашей Версией» вице-президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана Павел Люлин.
Усугубляет ситуацию то, что параллельный импорт, несмотря на дешевеющий доллар, сделал цены только выше. Так, компактную пудру Gucci в магазине «Л’ Этуаль» предлагают за 6 тыс. рублей. При этом стоимость компактной пудры премиальных брендов за рубежом колеблется в пределах 40–50 евро. Похожая ситуация и с парфюмом. Если 100 миллилитров женской туалетной воды Hermes у российских ретейлеров стоит в районе 14 тыс. рублей (больше 200 евро), то за границей её можно купить за 115–120 евро.
На этом фоне появление в премиальных ТЦ бюджетных парфюмерно-косметических сетей больше не выглядит странным. Люксовых брендов они предложить не могут, зато ценообразование на продукцию малоизвестных производителей из той же Кореи выглядит куда более прозрачно. Да и цены вполне доступные.
Что дальше? Участники рынка не исключают, что торговля товарами премиум-сегмента в скором времени может окончательно перейти в серый сектор. «Посмотрите на тот же Иран, где вы можете купить всё, что хотите. Да, товары там не так красиво представлены, как в официальных магазинах. Надеюсь, что у нас всё-таки будет не совсем такой сценарий», – рассуждает основатель девелоперской компании по торговой недвижимости «Отелит» Евгений Бурденюк.
Сложнее ситуация в сегменте fashion-ретейла. Несколько недель назад компания «Джамилько», занимавшаяся такими брендами, как New Balance, Wrangler, DKNY и др., заявила о скором открытии в ТЦ «Афимолл» первых бутиков с одеждой турецких производителей. Как говорится, не до жиру.
Впрочем, ушли из России далеко не все. Некоторые превратились в этакие бренды-перевёртыши. Официальное название другое, юридическое лицо – другое, а товар всё тот же. Бутики американского производителя чемоданов Samsonite превратились в «ЧемоданРRO». А магазин Levi’s сегодня работает под названием JNS. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, постер на витрине гласит: тот самый Levi’s. А в ГУМе на месте бывшего бутика Levi’s появилось «пространство для поклонников денима» под названием «Джинс’а». В планах магазина – «переход в мультибрендовый формат и расширение ассортимента джинсовой одежды за счёт других марок». Кстати, уже упомянутая «Джамилько», по информации «Коммерсанта», тоже успела зарегистрировать несколько «перевёртышей»: Bootwood, Bootland и Hike. По слухам, под новыми брендами на нашем рынке компания может начать продавать продукцию New Balance и Timberland.
Кто остался?
Впрочем, не всё так плохо. Пока одни уходят, другие, наоборот, пытаются застолбить место. «Если раньше у нас в основном были представлены бренды из Испании, Франции, Америки, Германии и Швеции, то сегодня география немного изменилась. Осталась Франция, испанцы многие магазины позакрывали, но, возможно, будет в итоге реализована какая-то схема по продаже. А вот итальянцы сидят тихо, но при этом развиваются», – констатирует Павел Люлин.
Тихоням итальянцам, кстати, сегодня многие ТЦ готовы предоставить лучшие места, оставшиеся от ушедших брендов. Так, в ТЦ «Европейский» недавно с большой помпой открылся бутик итальянского производителя сумок Coccinelle. Он занял опустевшую площадь бутика Michael Kors.
Не исключено, что и другие бренды, оставшиеся верными нашему рынку, получат определённые преференции от ТЦ в виде более выгодных мест расположения. Например, в том же «Европейском» на закрытых на ремонт помещениях бутиков со съехавшими арендаторами сегодня красуется реклама французского «Л’Окситана» (так теперь называется компания L’Occitane) и корейско-французского косметического бренда Erborian.
Развлекаемся бюджетно
Менее премиальными и более бюджетными становятся и пространства для развлечений. Самой большой проблемой для ТЦ стали опустевшие площади кинотеатров. «Это сложное помещение: оборудование и отделка там очень дорогие. Если кинотеатр сейчас демонтировать, то возвращать всё это обратно будет очень дорого. С другой стороны, эти площади сегодня не приносят ни дохода, ни трафика», – отмечает Павел Люлин.
В качестве новых «якорных» арендаторов в некоторых ТЦ всерьёз рассматривают фитнес-центры. Причём ставка опять же делается именно на бюджетный сегмент. Например, об открытии бюджетного фитнес-клуба заявили в ТЦ «Vegas Крокус Сити». «Это не первый подобный кейс. В регионах в торговых центрах уже начали делать из кинозалов двухэтажные фитнесы. Хотя, как известно, у фитнес-залов сейчас тоже не всё хорошо. Да и в таком большом количестве они всё равно не нужны, так что все кинотеатры под фитнесы точно не переделаешь», – рассуждает Павел Люлин.
Ещё один вариант занять пустующие площади – проводить ярмарки и выставки товаров местных производителей. Но финансовые поступления от подобных мероприятий несравнимы с тем, что получали ТЦ от арендаторов, представляющих глобальные бренды. Кстати, в неофициальных беседах представители ТЦ уже сегодня признаются: если раньше предложения о 50-процентном дисконте по аренде вызывали в бизнес-сообществе приступы негодования и обиды, то сегодня подобные условия готовы обсуждать всерьёз.
Фото: pixabay
Кира Ремнёва
По материалам: “Наша Версия”