В качестве одной из вероятных причин аварии неудачно стартовавшей 16 мая 2014 года ракеты-носителя «Протон-М» рассматривается преднамеренный саботаж. Об этом сегодня заявил председатель комиссии по расследованию причин аварии, первый заместитель генерального директора ЦНИИмаш Александр Данилюк. При этом он не уточнил, на каком именно этапе сборки ракеты-носителя саботаж мог произойти.
«Мы ничего не исключаем. Прорабатываются все возможные варианты. По итогам будем принимать соответствующие меры», – рассказал руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.
В настоящее время основной причиной произошедшего комиссия, расследующая причины аварии «Протона-М», считает разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя.
В перечень возможных причин аварии также включены попадание посторонних предметов в регулятор расхода горючего или стабилизатор рулевого двигателя и засорение фильтра топливопровода рулевого двигателя, разгерметизация магистрали питания горючим рулевого двигателя третьей ступени.
Напомним, 20 мая руководитель Роскосмоса Олег Остапенко высказал предположение, что причиной аварии ракеты-носителя могла стать нештатная работа рулевого двигателя третьей ступени. В соответствии с телеметрическими данными «в трубопроводе рулевого двигателя было зафиксировано неожиданное резкое падение давления».
Неудачный запуск ракеты-носителя «Протон-М» произошел 16 мая на космодроме Байконур. Ракета должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4Р», однако на 540-й секунде полета связь с ракетой неожиданно прервалась, после чего произошло аварийное выключение двигателей. При этом главный блок не отделился от ракеты.
Тем не менее после того, как специальная комиссия начала изучение возможных причин неудачи, было объявлено, что Россия намерена еще до 2025 года продолжить использование «Протонов-М».
Служба информации «НВ»