Международный фестиваль «Баян и баянисты»каждый год становится значимым музыкальным событием предновогодней Москвы
Его еще называют парадом виртуозов. В летописи фестиваля – знаковые имена, легенды баянного искусства. Считается также, что музыкальный праздник в стенах Гнесинки– это «негласный» мировой баянный Оскар.
Пять дней фестиваля представили концерты разных исполнителей– солистов и коллективов, и среди них– представитель академической баянной школы Дмитрий Ходанович.
После концерта баянист рассказал о том, для чего так необходимы воспоминания и дни, когда есть силы, кураж и правильный настрой; почему без дисциплины ничего достичь невозможно, и что может сделать магия чарующего звука баяна…
Дмитрий, что считаете самым важным выходя на сцену?
– Выступать на фестивале в РАМ имени Гнесиных, где подготовленная и взыскательная публика, –особая ответственность. К тому же, фестиваль транслируется онлайн по всему миру!
Перед выходом к зрителям, я учитываю два важных момента: это концентрация, без которой невозможен успех, а также искренность. У тебя есть всего академический час, но ты должен успеть сказать все.На концерте 17 декабря с первых звуков я почувствовал полный контакт с залом. Когда это есть, начинаешь парить; рождается самое главное –то, что должно быть на сцене – творчество!
Редко учитель и ученик дружат, общаются и готовятся к концертам в вместе в течение всей жизни…
–Постоянное творческое общение с моим замечательным педагогом Владимиром Михайловичем Бонаковым помогло мне состояться не только как музыканту-исполнителю, он оказал огромное влияние на становление моей личности. Его особый гений педагога передал мне знания, которые впоследствии помогли мне и в творчестве, и в спорте, и в бизнесе. Через любовь к музыке Владимир Михайлович дал мне все – знание истории, философии, а также житейскую мудрость. Это Учитель с большой буквы!..
Мне пришлось пройти большое творческое испытание, прежде чем я попал к нему в класс. Сначала, по рекомендации моего преподавателя в Магаданском музыкальном училище, родители написали письмо Владимиру Михайловичу с просьбой взять прослушать меня. Адреса точного не было, отправляли письмо «на деревню дедушке»: г. Электросталь, Музыкальное училище Бонакову. И случилось чудо – известный педагог согласился! С тех пор по-прежнему остаюсь его воспитанником, и очень горжусь этим. Перед ответственными выступлениями мы практически каждый день на связи. За неделю перед концертом17 декабря мы полностью обсудили программу.Открою небольшой секрет – их у меня было несколько. Владимир Михайлович отметил, чтобы он хотел услышать, но при этом спросил, что хотел бы я сыграть…Так родилась программа фестивального выступления…
Личные встречи с педагогом… и у вас хватает на это времени? Чем они для вас так дороги?
– Жизнь в мегаполисе, когда люди не успевают видеться друг с другом, накладывает свой отпечаток, но тем более ценными становятся такие встречи. Владимир Михайлович не переваривает некачественный звук; не терпит, когда музыка звучит прямолинейно, когда нет души. За неделю до концерта я был у него на «уроке», мне нравится так называть наши встречи, потому что каждый раз получаю очередной творческий и жизненный урок!
В моем инструменте с течением времени всё как бы сроднилось, срослось, и это сильно повлияло на качество его звучания, на удивительную ауру внутри него. Когда исполняю классику – звучание утонченное; если Скрябин или Рахманинов –баян звучит романтично, а увертюра к опере «Севильский цирюльник» превращает мой инструмент в настоящий оркестр! И еще, для меня самая большая загадка в музыке – это звук. Его никогда не сыграешь одинаково. Сегодня в твоей душе радость, а завтра – боль, музыка всегда звучит по-разному! И потому так важно для меня мнение моего любимого педагога, его критерий, его уши и особое музыкальное чутье звука.
Классика, «лёгкая музыка», авангард – что сейчас, на ваш взгляд, в приоритете у публики?
– К сожалению, человек так устроен – ему хочется больше развлекаться, чем работать. А слушать музыку – это великий труд и большая работа. Заставить человека, пришедшего на концерт, забыть о том, где он находится и оторвать от гаджетов, может только магия чарующего звука. Только настоящее мастерство способно погрузить человека в этот удивительный мир – мир музыкальных открытий, а направления и жанры могут быть самые разные. Каждый выбирает то, что ему по душе.
«Я люблю музыку, в первую очередь, за воспоминания», –говорил известный французский актер и драматург Жан Кокто. А за что любите музыку вы?
– Мне кажется, что музыка, которая рождается в голове композитора, это и есть образ, воспоминание. Мне всегда было интересно по письмами дневникам композитора понять, какие переживания или воспоминания двигают творцом. В концерте на фестивале я исполнил одно из моих любимых произведений Шопена – Вальс до-диез минор. Этот Вальс я слышал с детства в исполнении моей мамы. Это дорогое воспоминание. И я счастлив, что баян позволяет открывать новое необычное звучание этого сочинения. Кстати, как-то раз Владимир Михайлович сказал мне:«Представь! То, что ты сейчас играешь – воспоминание»! И у меня сразу все встало на свои места.
Как рождаются программы ваших концертов?
– Будучи студентом, я каждый месяц приезжал на пару дней в родной дом в Луганске. Ездил в деревню к бабушке и дедушке, в Белокуракино. Мне очень грустно об этом вспоминать, но все мы знаем, какие события сейчас происходят. Там, где я бегал босиком по траве, плавал через Северский Донец, сейчас идут военные действия.
У нас в доме была огромная фонотека. Я слушал музыку на виниловых дисках в исполнении Сергея Рахманинова, Эмиля Гилельса и выбирал свой будущий репертуар, представляя, как, то или иное произведение будет звучать на баяне. Помню, услышав в исполнении Гилельса «Лунный свет» Дебюсси, «полетел» на поезде (на самолет денег не было)в Москву, чтобы взять ноты и начать поиск той вибрации, которая, как казалось мне, будет самой верной. Мама, один из моих самых строгих слушателей, признавала, что на баяне «Лунный свет» зазвучал в моей интерпретации как-то по-особому. И так с каждой моей программой связаны целые истории.
Профессионально занимаясь музыкой, вы преуспели и в спорте: Мастер спорта России по джиу-джитсу, Обладатель чёрного пояса, Мастер 3-го дана, Чемпион Москвы, трёхкратный Обладатель Кубка столицы. Каковы рекомендации от Дмитрия Ходановича в этой области?
–Все зависит от цели, которую ставишь. Что касается соревнований – не надейся на опыт и мастерство! К ним прилагается колоссальный труд – и за инструментом, и на борцовском ковре. Считаю, что уже достиг тех спортивных целей, которые перед собой ставил. А вот у музыки– нет «потолка»!Она, как весь наш поднебесный мир. Пытаемся постичь его, и с каждым открытием перед нами новые горизонты… Казалось бы, вот, уже предел, а за ним, как писал Михаил Васильевич Ломоносов,«Открылась бездна, звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна»…Пока есть силы, буду стараться, чтобы каждый мой концерт стал новой ступенькой к вершинам мастерства, чтобы все больше людей открывали для себя русский инструмент баян, в котором заключен целый оркестр. А спорт – это часть моей жизни. Я уже выиграл 5 международных турниров и в декабре мне торжественно вручили новую степень – 4-й дан. Это приятно и ответственно. В клятве, которую мы произносим при вручении самого первого – желтого пояса, есть слова: «обещаю во всем следовать по пути справедливости, упорно тренироваться, совершенствуя технику, воспитывая волю». Этому я следую и в жизни, и на татами, и на сцене! Благодарю моего Учителя в спорте – Сергея Сергеевича Крутовских. Благодарю судьбу, –мне с учителями очень повезло!
Есть крылатое латинское изречение: «В здоровом теле здоровый дух»!Несколько раз в неделю тренируюсь. Мне отрадно думать, что многие мальчишки, с которыми я когда-то начинал заниматься, ужечемпионы, мастера спорта международного класса.И, когда выходишь на татами, возникает какая-то иная энергетика…Но, хочу заметить, что как в музыке, так и в спорте, высшая степень эмоциональной и интеллектуальной концентрации позволяет выполнить ВСЁ! Бывают дни, когда есть силы, кураж и правильный настрой. А в минуты слабости и сомнений нужно почаще вспоминать те моменты, когда у тебя ВСЁ получалось и нужно постараться в него вернуться!
Какие качества мужского характера вы посоветуете развивать молодым людям?
– Сказать, что мужчина должен быть мужчиной – мало. Мужчина должен ставить перед собой цель. Когда есть цель – рождается план. (Хотя, конечно, сначала должна быть и мечта…)Плохо, что дальше мечтаний многие не идут – мечтают, а цели не ставят, и уж тем более не вырабатывают план действий.
Спорт, я считаю, должен быть в жизни каждого мужчины. Как многодетный отец знаю, что спорт – это самый простой способ приучить ребенка к дисциплине. А без дисциплины ничего в жизни невозможно достичь. Твердая дисциплина и воля должна быть на сцене.
Как вы думаете, должны ли родители влиять на увлеченности детей или лучше предоставить ребенку делать выбор самостоятельно?
– Я счастливый отец. 17 декабря на концерте фестиваля были младшие – четверо из шести моих детей, старшие смотрели онлайн трансляцию. Приятно до слез – цветы от детей на сцене; читать скрины с концерта с подписью «наш папка».
Это большое счастье, когда дети рядом, когда они выходят на сцену поздравить тебя.Я счастлив, что, не смотря ни на какие обстоятельства, находил время, чтобы быть с ними рядом в самые ответственные моменты их жизни.Дети вспоминают это с большой благодарностью.
Иметь много детей – это не только колоссальная ответственность, но еще и огромная обязанность. Нужно и самому всегда СООТВЕТСТВОВАТЬ: выглядеть на все «сто», быть в хорошей физической, интеллектуальной и духовной форме.
Должны ли родители влиять как-то влиять на выбор своих детей?..Прежде всего, родители должны вдохновлять детей своим примером, а выбор им оставлять.В конце концов важны не медали, не заслуги, а то, какими людьми они станут. Важно, чтобы каждый был Человеком с большой буквы, с большим, любящим, благородным сердцем.
Фото из архива музыканта
Татьяна Эсаулова, Олег Злобин