В чем засада
Уже скоро в открытую продажу поступят тысячи относительно новых автомобилей ушедших из России в прошлом году марок. Обслуженных, тщательно отчищенных — но, и в этом нюанс, не менее года проработавших в столичном каршеринге. О такой программе уже открыто заявил один из операторов поминутной аренды, подобные варианты рассматривают и другие участники рынка. Зачем бизнесмены это делают, кого видят в качестве покупателей и стоит ли брать такие авто — выяснил «МК».
Обновление парка каршеринга — процесс постоянный, и с 2015 года московские операторы этого сервиса не раз продавали отработавшие свое автомобили. Однако впервые бизнес заявляет о продаже таких автомобилей открыто и даже называет площадку, где их можно приобрести.
В крупном московском операторе краткосрочной аренды авто «МК» сообщили, что такая программа может в ближайшие месяцы стартовать и у них. «Наши маркетологи изучают, как рынок воспримет открытую продажу автомобилей каршеринга, — рассказал представитель компании. — Дело в том, что традиционный подход к продаже автомобилей, выбывающих из флота такси и каршеринга, заключается в анонимизации такой продажи. Именно для этого, скажем, вместо окраски в цвета такси или каршеринга применяется оклейка: под ней сохраняется нейтральный базовый цвет, который не отпугнет покупателя на вторичном рынке».
По словам представителя каршеринга, в компании изучат, быстро ли продадут выводимый из состава флота конкурентов объем машин. Если сделки будут закрыты в сжатые сроки, такой жест может получить распространение. Однако нужно учитывать, что предпродажная подготовка также недешева: в среднем на один автомобиль, выводимый из аренды на вторичный рынок, приходится тратить до 300–500 тысяч рублей.
— В эту сумму входят ремонт поврежденных узлов, детейлинг, кузовные работы, а еще демонтаж специфического оборудования телематики и телеметрии, применяемого в каршеринге, — пояснил специалист.
При этом в некоторых случаях полностью демонтировать «каршеринговые» узлы невозможно, утверждает эксперт по подержанным автомобилям Алексей Островский. «Там, где речь идет о более или менее простых автомобилях, с механическим замком зажигания, с низкой степенью интеграции мультимедиасистемы, все проще, — рассказал собеседник «МК». — Но некоторые марки куда более «цифровизованы», а некоторые операторы внедряют в них особенно продвинутую начинку, изменяя базовые настройки бортового компьютера. Понадобится достаточно дорогостоящая перепрошивка на заводские параметры. Но нет худа без добра: эти автомобили будут в хорошей комплектации в плане электроники.
— Скорее всего, продажа каршерингами автомобилей связана с доступностью запчастей, — предполагает Островский. — Вот представьте: у вас на руках сотни, а то и тысячи автомобилей, запчасти и авторизованный сервис на которые просто кончились. То есть и то, и другое есть, но сложнее и за другие деньги. У вас начинает «сбоить» экономика процесса, тем более что на не новые машины вы тариф сильно поднять не можете. Зато на вторичном рынке спрос на свежие иномарки знакомых брендов из недавнего прошлого огромный.
По словам эксперта, выбывающий флот «европейцев» и «корейцев» российской сборки будет заменяться произведенными в России либо импортированными «китайцами».
— На «гранты» пересаживать каршеринг никто не будет, потому что нет «автоматов», — пояснил Островский. — А без «автомата» каршеринг работать не может, это ключевое ограничение.
Покупателями же свежих, но уже «походивших» иномарок от каршеринга, возможно, будут таксисты-индивидуалы. Особенно если речь пойдет о серьезных скидках. «Отличие таксиста-частника от каршеринга очевидно: каршеринг должен быть обслужен по регламенту, оператор за это отвечает. А вот с такси техническое состояние и ТО — зона ответственности владельца машины», — добавил эксперт.
Впрочем, покупатели наверняка найдутся и среди автолюбителей-частников, предсказывает собеседник «МК». И причина — те же самые «автоматы»: выбор бюджетных (хотя бы относительно — в пределах 1,5 млн рублей) автомобилей с АКПП совсем невелик, и новых среди них практически нет.
— Коробка-автомат может быть самым проблемным местом в автомобилях после каршеринга, — рассказал «МК» владелец автосервиса в Москве Сурен Баблоян. — Пробеги таких машин, как правило, около и даже свыше 100 тысяч километров. На этом рубеже вариаторы, если на машине ездили активно, нуждаются в замене ремней, у «роботов» может подходить к концу диск сцепления. Ездят на каршеринге очень жестко, поэтому я бы рекомендовал полное обследование коробки перед покупкой, причем на независимом сервисе, специализирующемся по трансмиссиям.
У некоторых автомобилей при таком пробеге может оказаться под угрозой и двигатель: как правило, автомобили каршеринга не прогревают перед троганием в зимний период, поэтому моторы работают в неоптимальном режиме, рассказал сервисмен. Что касается кузовных деталей и элементов подвески и тормозов, они вряд ли преподнесут сюрпризы, потому что их состояние, как правило, видно при первичном осмотре.
Фото: pixabay
Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”