Объем скачивания информации из соцсетей ограничат
В России предлагается ограничить скачивание информации из баз данных. К ним относятся соцсети, сервисы по поиску работы, сайты по продаже различных товаров и справочно-информационные ресурсы. Минэкономразвития намерено представить законопроект, устанавливающий предел объема разрешенного извлечения и ограничивающий использование полученной информации. Лимит должны будут установить сами владельцы баз данных. Эта мера, отмечают разработчики и эксперты, поможет и защитить интересы пользователей, и предотвратить неправомерное использование данных, которые размещены в Сети.
Без границ и правил
Ограничить извлечение и допустимое использование баз данных объемом и целями, разрешенными правообладателем, предлагает Минэкономразвития. Законопроект, который должен появиться 3 апреля на федеральном портале нормативных правовых актов, разработали члены экспертной группы при ведомстве по направлению «Интеллектуальная собственность».
— Для правообладателей практика извлечения без разрешения из баз данных материалов и их использования — большая проблема, — пояснил «Известиям» замминистра экономического развития Максим Колесников. — На основе действующей редакции Гражданского кодекса РФ доказать факт нарушения прав бывает очень сложно. Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты прав изготовителей баз данных за счет сужения перечня случаев, в которых информация может быть законно извлечена и использована.
Сегодня законодательство позволяет из открытых и публичных баз данных извлекать информацию в свободном режиме и использовать ее как угодно, сказал «Известиям» источник в Минэкономразвития.
— Если 15–20 лет назад «пропылесосить» сайт было технически достаточно сложно, то сейчас это возможно очень быстро, поэтому с нынешним регулированием теряются и инвестиции компаний в создание баз данных — правообладатель вкладывается в создание, например, базы данных цветочных магазинов, а выкачать у него ее могут мгновенно за счет машинного ресурса, — пояснил собеседник редакции. — Далее эти данные возможно будет использовать для создания новой, своей базы данных, а потом перепродать. Таким образом создатель информационного продукта останется не у дел и понесет убытки. При этом доказывать убытки и неправомерное использование правообладателю приходится в суде с огромными сложностями. Существующее регулирование не в его пользу.
В Сети часто есть и персональные данные, в том числе чувствительные, указали в пресс-службе Минэкономразвития в ответ на запрос «Известий».
— На практике базы данных создаются с определенными целями — например, позволить людям находить друг друга для общения, приобретения товаров и услуг (в том числе тематические, вести поиск работы), — пояснили в ведомстве. — Крайне важно ограничить возможности использования обнародованных баз данных в незаконных или прямо запрещенных целях.
Правообладатели и пользователи
Документ вносит изменения в две статьи ГК РФ, расширяя перечень действий, которые будут запрещены без разрешения изготовителя базы данных. «Никто не будет вправе извлекать из базы данных материалы или осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных ГК», — говорится в пояснительной записке. Эти случаи прописаны в ст. 1335.1.
В частности, там говорится, что извлекать и использовать данные можно в целях, «для которых база предоставлена», а также в личных, научных и образовательных целях. Разработанный документ признает утратившим силу действующий сейчас пункт о том, что извлекать и использовать данные можно и «в иных целях, составляющих несущественную часть базы данных». При этом в статье появится новый пункт, запрещающий использование материалов с нарушением пределов, установленных правообладателем.
15 лет, в течение которых в России существуют нормы о регулировании смежного права изготовителей баз данных, показали, что судам на практике оказалось довольно сложно выработать однозначные подходы и критерии, которые позволят определять, есть ли нарушение прав на базу данных или нет, сказал «Известиям» директор юридического департамента и комплаенс HeadHunter Юрий Донников.
— И в этом законопроекте предпринимается попытка сделать ситуацию в этой области прозрачной, — отметил он. — Эти правки, на мой взгляд, позитивны для всего рынка.
Кроме того, документ поможет защитить и пользовательский контент, полагает эксперт.
— Сами пользователи не хотят, чтобы их данные кто-либо использовал вразрез с тем, на что они соглашались, размещая их в определенной базе. А законопроект позволяет заранее определить цель сбора информации и то, что с другими целями использовать данные нельзя, — заметил Юрий Донников.
Представитель одной из российских социальных сетей также подтвердил «Известиям», что из-за действующего законодательства страдают как создатели базы данных, так и пользователи. В частности, владельцы «потратились на наполнение сайта и привлечение пользователей, понесли расходы на администрирование».
— А есть компании, которые, не неся никаких из этих издержек, парсят (автоматически собирают. — «Известия») данные, размещенные пользователями, вытаскивают и анализируют их, причем далеко за пределами того, что соцсети обещают пользователям, — рассказал источник. — При этом сами соцсети могут обрабатывать только те данные, на которые согласились пользователи. А компании, которые выкачали или купили извлеченные данные, могут и навредить репутации правообладателей, и нанести ущерб пользователям.
Например, извлеченные данные могут передаваться коллекторам или кредитным организациям, которые, проанализировав пользовательское поведение, начнут предлагать займы.
Впрочем, президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Юрий Злобин назвал предлагаемые поправки лишь «очень легеньким ужесточением» возможностей использовать информацию из баз данных.
— Перекрывается ряд мелких возможностей, но революционных изменений по сути даже близко нет, — полагает эксперт. — При этом законопроект защищает в первую очередь коммерческие интересы создателей баз данных, в частности возможности для монетизации.
По его словам, меры, которые не позволили бы мошенникам собирать информацию и манипулировать людьми, должны были бы быть совсем иными и не отвечают задаче по предотвращению действий мошенников.
Фото: pixabay
Валерия Мишина
По материалам: “Известия”