Впервые интерфероны, которые являются важнейшей частью иммунной системы, были выявлены сотрудниками Лондонского национального института медицинских исследований вирусологами Аликом Айзексом и Жаном Линдеманом в 1957 году во время проведения исследований на мышах. Было установлено, что заражение клеток крови вирусом приводит к выделению ими белков, которые обладают противовирусной активностью. Вскоре началось их активное изучение. Наука в целом, и медицинская школа, в частности, получила два направления для развития – так называемый “западный” блок и “советский”.
В Европе, помня о масштабной эпидемии гриппа 1918-1920 гг. (так называемой “испанки”), учёные сосредоточились на поисках препаратов прямого действия для борьбы с гриппом. Были изобретены такие препараты, как “Осельтамивир”, “Занамивир” и другие. Однако со временем было доказано, что прямые противовирусные препараты обладают склонностью к резистентности. Более того, иметь в арсенале узко специфичные препараты стало недальновидно, так как вирусы слишком быстро мутируют и появляются все новые штаммы. Советская школа пошла по пути поиска более универсальных молекул, не имеющих специфичности к типу вируса. И, как показали исследования, наиболее перспективным оказались молекулы, способные корректировать и стабилизировать интерфероновый ответ организма.
В Советском Союзе во время эпидемии “Гонконгского гриппа” в 1969 году провели испытание человеческого лейкоцитарного интерферона. В эксперименте приняли участие более 14 тыс. человек. Эффективность интраназального введения по итогам тестирования составляла до 70%. Уникальное действие интерферона доказали и в 1973 году, когда с его помощью удалось сократить количество новых случаев заражения гриппом в школах СССР. Интраназальный прием лейкоцитарного интерферона позволил также облегчить симптоматику вирусной инфекции. В середине 1980-х гг. с помощью метода генной инженерии был получен рекомбинантный интерферон альфа-2b, идентичный природному интерферону. Далее, на фоне интереса к интерферонотерапии у советских ученых возникла идея разработки и производства индукторов интерферонов. Главная их особенность заключается в том, что они запускают процесс выработки собственных “внутренних” интерферонов. Благодаря такому механизму действия препараты лишены побочных действий, но при этом отличаются высокой эффективностью.
Исследовательская группа под руководством академика Ф.И. Ершова и д.м.н., профессора В.Г. Нестеренко провела немало различных экспериментов и исследований в области микробиологии и иммунологии. Сотрудникам этой группы принадлежит и разработка ныне известного многим препарата “Кагоцел”. Поскольку разработки не финансировались со стороны государства, препарат удалось зарегистрировать только в 2003 году после проведения всех необходимых клинических испытаний. Уже в 2014 году он стал занимать 25% от всего рынка противовирусных медикаментов. Главная особенность препарата в том, что он стимулирует и восстанавливает синтез собственных интерферонов в организме человека в физиологических количествах. В случае атаки вирусной инфекции иммунная система подавляет активность микроорганизмов. В результате удается либо предупредить развитие заболевания, либо ускорить его протекание, а также облегчить симптомы и в разы уменьшить риски появления осложнений. Помимо “Кагоцела” применяются и другие медицинские препараты из этой группы – “Циклоферон”, “Тилорон” и пр.
В связи с социальной значимостью вирусных инфекций Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила с инициативой BRaVe (Battle against Respiratory Viruses initiative) по борьбе с ОРВИ. Предпосылками послужили существующие проблемы с лечением и профилактикой ОРВИ. Инициатива направлена не только на совершенствование существующих методов диагностики вирусных инфекций, но и на разработку новых и изучение существующих противовирусных медицинских препаратов и вакцин. Одной из исследуемых групп лекарственной терапии для эффективного лечения гриппа и других ОРВИ является группа индукторов интерферона. К слову, в США индукторы уже нашли применение в терапии герпеса и некоторых типов гепатита в комбинации с прямыми противовирусными препаратами. На текущий момент ученые ВОЗ изучают эффективность индукторов ИФН в отношении Соvid-19.
Фото: pixabay