Россияне по-прежнему больше доверяют телевидению
Большинство россиян узнают последнюю информацию о происходящем в мире и стране из новостей государственных телеканалов. Лишь треть граждан выбирают в качестве источника достоверной информации интернет. К такому выводу пришли социологи «Левада-Центра» после проведенного опроса населения.
На «голубом глазу»
Согласно данным масштабного исследования Левада-Центра «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, интернет», 90% россиян получают информацию о событиях в стране и мире из телевизора. За последние пять лет этот показатель снизился всего на 4%.
Так что, как бы быстро ни развивалась Всемирная паутина, телевизору в нашей стране она не конкурент. Больше половины населения (55%) узнает новости из единственного источника, в основном телевидения.
Популярность телевидения среди россиян объясняется общемировым трендом, уверен член Общественной палаты Сергей Марков. По его словам, телевидение не уступает интернету потому, что «люди благодарны ему за проделанную за них работу», пишет РБК-daily. «Телевидение не только рассказывает о событиях, но и осмысляет, анализирует, ранжирует их», — объясняет Марков.
Стоит заметить, что получаемой информации из теленовостей россияне склонны доверять. Это подтвердило освещение федеральными СМИ событий на Украине и в Крыму. Из данных Левада-Центра за март—май следует, что у россиян стало меньше сомнений в объективности новостей об Украине. За три месяца число тех, кто считает, что федеральные российские СМИ «в целом объективно» освещают события в сопредельной стране, увеличилось с 16 до 22%, а число считающих, что новости подаются «по большей части объективно», колебалось в районе 47—50%. В целом, отмечают авторы, если какую-либо тему начинают активно освещать по телевидению, отношение к ней заметно меняется.
В лидерах – госканалы
При этом, как пишет издание, аудитория госканалов за последние два года выросла: сейчас новости на «Первом канале» и «России 1» смотрят 82 и 71% россиян против 71 и 64% соответственно. Аудитория информационных передач на «относительно независимых», как их называет Левада-Центр, телеканалах РЕН ТВ, «Дождь» и Euronews в совокупности не превысила в марте 2014 года 17%.
К «телезрителям» социологи относят в первую очередь жителей малых городов, преимущественно старшего возраста и не слишком обеспеченных. Другая группа населения (20%) — старая гвардия: такие люди получают информацию из нескольких источников, но в основном это традиционные СМИ — к телевидению добавляются газеты и радио. Это также люди старших возрастов, но чуть более обеспеченные и лучше образованные.
В то же время доля читающих газеты и радиослушателей за пять лет значительно упала: с 37 до 19% и с 41 до 18% соответственно. Читателей еженедельных журналов стало еще меньше — приверженность им высказали только 5% опрошенных (в 2009 году — 8%).
Наиболее информированные россияне (25%), использующие несколько источников, в 40% случаев имеют высшее образование, половина могут позволить себе купить дорогостоящие товары.
Интернет для общения
Глобальная сеть пока так и не вышла на второе место среди источников информации. Согласно майским данным Минкомсвязи, аудитория интернета в России составила 68 млн человек, в том числе 56 млн выходящих в сеть ежедневно.
Из интернет-изданий узнают новости 24% россиян. Доля потребителей их информации значительно выросла по сравнению с 2009 годом — тогда она составила 9%. В Москве доля читателей интернет-изданий достигла 42%. Из социальных сетей получают информацию 15% россиян и четверть москвичей. При этом, по апрельским данным «TNS Россия», российская аудитория «ВКонтакте» составила 52,1 млн человек, «Одноклассников» — 41 млн, Facebook — 23,8 млн.
Как отмечают авторы исследования, 46% пользователей заходят в интернет, чтобы найти нужную информацию и для общения, лишь 34% — за новостями.
Четверть россиян (25%) узнают новости от друзей, родных, соседей. Среди москвичей эта цифра равна 47%.
Аналитики Левада-Центра опровергают распространенное мнение о том, что условные телезрители в основном лояльны власти, а интернет-пользователи склонны поддерживать оппозицию: их точки зрения на злободневные темы существенно не различаются, пишет издание. Однако тесно связаны получение информации из интернет-СМИ и отношение к резонансным событиям. К примеру, москвичи, читающие сайты «Ведомостей», «Дождя», «Эхо Москвы», «Полит.ру», в несколько раз реже поддерживают принятие таких законов, как закон об «иностранных агентах», о запрете на усыновление американцами или о запрете гей-пропаганды.
Как подчеркивает Волков, «кампания государства против независимого сектора отражается и на СМИ». «Аудитория Lenta.ru была сопоставима с аудиторией небольшого телеканала, и вот Lenta.ru больше нет, там сменилась редакция», — приводит пример социолог. Авторы исследования приходят к выводу, что фактическая безальтернативность СМИ в России — важное условие поддержания действующего политического режима.
Арсений СПИРИДОНОВ
Фото: ridus.ru