Владимир ПРОХВАТИЛОВ возражает Евгению ПРИМАКОВУ.
Академик Евгений Максимович Примаков — самый выдающийся российский политик двух последних десятилетий. Он возглавлял правительство, которое в 2008 году в кратчайшие сроки вывело страну из жесточайшего кризиса, и не его вина, что в дальнейшем этот успешный курс был заброшен и Россия свернула на глухую окольную колею энергетической сверхдержавы. Есть все основани я полагать, что если бы академик Примаков не был отстранен от государственного штурвала, то нашей стране удалось бы избежать многих ошибок и прямых провалов, в первую очередь потери Украины, то есть крупнейшей геополитической катастрофы со времен распада Советского Союза.
Вчера Евгений Максимович дал интервью одному из российских телеканалов. В ходе этого интервью он изложил свое видение того, что делало и делает нынешнее российское руководство в части украинского кризиса. Вкратце суть мессиджа академика Примакова можно свести к следующему: Россия слишком слаба, в первую очередь технологически, чтобы вступать в открытую конфронтацию с Западом. А остро необходимые России технологии имеются только на этом самом Западе.
Я процитировал основной, на мой взгляд, тезис интервью Е.М.Примакова по памяти, и заранее приношу извинения уважаемому мной политику за возможные неточности в цитировании, но суть его позиции я передал аутентично.
И с этой сутью я категорически не согласен.
Да, у нас нет передовых технологий, необходимых для освоения арктического углеводородного шельфа и трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. Причина этого в том, что наши руководящие манагеры двадцать лет увлекались только лишь разруливанием финансовых потоков, не обращая никакого внимания на необходимость научных исследований. Однако, эти технологии у нас будут, так как крупнейшие российские нефтегазовые компании, такие как «Роснефть», заключили с лидерами мирового нефтегазового бизнеса стратегические соглашения о совместном освоении богатейших ресурсов арктического шельфа, например, и получат самые новейшие технологические гаджеты в обмен на допуск западных корпораций к освоению наших природных богатств. Это стандартная для России ситуация. С зарубежными нефтяными королями сотрудничал и великий вождь товарищ Сталин. Западные корпорации не откажутся от совместного с российскими компаниями освоения Арктики, даже если Россия объявит войну и США и Европе.
Что касается технологий военно-промышленного и двойного назначения, то их нам как не давали никогда, так и не дадут впредь. Думаю, что Евгений Максимович, как бывший руководитель СВР, это знает. В советские времена военные разведчики успешно похищали промышленные разработки Запада, и я не вижу причин, по которым они не смогут продолжить добрые советские традиции, а, возможно, продолжают уже.
Кроме того, страна, самостоятельно запускающая космические аппараты, лидирующая в атомной энергетике, создающая лучшее в мире оружие, просто не может считаться технологически отсталой. Если и есть отставание, так это в корпоративном и государственном менеджменте, который реально в последние десятилетия упал до уровня каменного века.
Что касается суперсовременных разработок в бытовой технике, то оставим это детям и неповзрослевшим любителям гаджетов. Тем более, что все, что нам нужно, можно взять не на Западе, а на Востоке.
Не хочу по понятным причинам комментировать высказанное Евгением Максимовичем мнение о негативной роли российских СМИ при освещении событий на Украине. В конце концов каждый имеет право на свою точку зрения.
Не вступая в прямую дискуссию с академиком Примаковым по широкому кругу вопросов относительно российской стратегии в ходе украинского кризиса, просто повторю свою позицию, которую излагал уже не раз. Российской руководство потеряло темп и стратегическую инициативу в самом начале этого кризиса, когда после государственного переворота и свержения законного президента Януковича можно было воссоединиться не только с Крымом, но и со всей Украиной за исключением оголтело бандеровских регионов, которые сами бы пришли с повинной на кремлевское крыльцо спустя некоторое время. Номенклатура всей Новороссии, а не только Донецкой и Луганской областей, просто взывала об этом во время известного «съезда» в Донецке. Были прямые, хоть и неофициальные обращения украинских силовиков, готовых в обмен на поддержку Москвы, зачистить майдан и отправить на принудработы или еще дальше весь «Правый сектор». Кремль все эти «деловые предложения» отверг. И в результате получил маленький приз, Крым, и большую враждебную Украину, которая никогда не признает Крым российским и всегда будет ковырять пальцем в этой своей болячке.
Все дальнейшие новороссийские интифады были смоделированы мастерами пиар-технологий. При всем уважении к их мастерству, то что создается десятилетнями агентурной и сетевой работы, нельзя добротно «сляпать» за пару недель, даже при неограниченном бюджете проекта.
Самые последние шаги российского руководства говорят о том, что все эти просчеты частично осознаны. Хунту можно было еще три месяца назад запросто закатать в асфальт, в прямом и переносном смысле, без особых проблем и последствий. А теперь киевская «влада» вполне легитимна, сильна, и будет еще сильней, наращивая военную мощь день ото дня.
Кремль вовсе не сдал Новороссию, как считают некоторые слишком эмоциональные эксперты, просто он усиленно занимается переформатированием своих отношений с Украиной, с Западом, да и с самой Новороссией. Восставшие области объединились, их возглавил вполне управляемый Олег Царев, который не вызывает у Кремля опасений в части экспорта новороссийской революции в российские пределы.
Впрочем, никаких гарантий того, что эта сдача не произойдет в будущем нет. Гарантий в политике не бывает. А бывает борьба без правил и какого-либо милосердия к противнику. Пока Россия в этой борьбе медленно, но уверенно отступает, сдавая позицию за позицией.
Академик Примаков, скорее всего, все это прекрасно знает, и сели он об этом не сказал в своем интервью, значит, не счел уместным.
То что он выдвинул на первый план «технологическую» мотивацию российской государственной «стратегии», возможно, вызвано стремлением снизить градус общественного недовольства, поддержать российское руководство, которое пытается найти выход из тяжелейшей ситуации.
Однако, на мой взгляд, с этой задачей лучше справятся российские телеканалы, вовсю транслирующие чемпионат мира по футболу.
Думаю, что в дальнейшем политически активная часть российского общества полностью осознает, что России нужны не какие-то отдельные западные технологии, и уже вовсе не нужна дружба с Западом. России нужна Украина. России нужна национально ориентированная элита.
Без решения этих задач Россия рискует закончить свой исторический путь не самым удобным для себя образом.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: scientificrussia.ru