Эксперты рассказали, кого затронут новые японские ограничения на ввоз автомобилей

Наиболее серьезно это скажется на продажах электрокаров

В Японии рассматривается возможность запретить экспорт в Россию автомобилей (включая подержанные) с объемом двигателя более 1,9 литра, а также гибридов и электромобилей. Аналогичные ограничения уже ввели страны Евросоюза, поэтому шансы на их реализацию в Японию значительны. Хотя значительная часть «японцев», в том числе праворульных, не подпадает под эти параметры, на российском рынке могут быть трудности с рядом моделей — и прежде всего подорожают «электрички», предсказывают эксперты.

Вопреки логистическим и иным сложностям, поставки из Японии в этом году пока растут — их, экстраполируя поставки первого полугодия на весь год, могут ввезти в объеме около 400 тысяч единиц. Это примерно вдвое больше, чем по итогам 2022 года. Причем основная часть ввезенного — машины для внутреннего японского рынка, то есть те самые б/у «праворульки».

Но такие цифры будут достижимы лишь при сохранении нынешних условий. При вводе японской стороной ограничений, которые пока что лишь обсуждаются, число ввезенных машин будет заметно меньше. Учитывая, что дефицит автомобилей на российском рынке предсказывают в этом году примерно в объеме 800 тысяч машин — это не добавит комфорта ни дилерам, ни, тем более, покупателям.

Кого затронет

«Японские автомобили — одни из лучших в мире по соотношению «цена — качество», поэтому российские покупатели их охотно берут, несмотря на правый руль», – отмечает эксперт и общественник Петр Шкуматов. По его словам, санкции приведут к подорожанию таких автомобилей, так как экспорт нужно будет осуществлять через третьи страны. При этом сами цены на японских аукционах как раз могут снизиться — ведь основным покупателем подержанных «праворулек» является как раз Россия — и это отчасти сгладит рост цен.

При этом, если взглянуть на нынешнее состояние японского рынка подержанных машин, поставляемых в Россию, то окажется, что большинство бензиновых и дизельных авто как раз не подпадает под пороговое значение рабочего объема в 1,9 л. «В последние годы было интересно везти из Японии или микролитражки – «кей-кары», двигатели которых по определению имеют рабочий объем не более 0,7 л — или микроавтобусы, минивэны, – рассказал «МК» специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. – А в этой категории, например, самые ходовые двигатели в последних поколениях — турбированные 1,5 — 1,6 литра, двухлитровые — уходящая натура».

По словам эксперта, «даунсайзинг» – уменьшение рабочего объема ДВС, компенсированное турбонаддувом — в полной мере коснулся и японского автопрома, многолитровых «атмосферников» на рынке осталось крайне немного. К тому же особо мощные и объемные версии «праворулек» и так не слишком охотно ввозили в Россию из-за высоких таможенных пошлин.

– В итоге, – говорит собеседник «МК» – «пострадают» автомобили марки Subaru с наиболее распространенными рабочими объемами 2,0 и 2,4 л, а также спортивные машины и большие внедорожники. Но их и так в последние годы ввозили крайне мало: при наличии внушительной суммы на покупку большого джипа покупатели обычно выбирали леворульные версии. Их везли из Штатов, ОАЭ и других мест по параллельному импорту.

Наиболее серьезное ограничение, по словам Островского, касается электромобилей: ряд моделей в б/у варианте в России стоят около 1 млн рублей и пользуются хорошим спросом как в Москве (где есть разветвленная сеть электрозарядок), так и в южных регионах (Краснодар, Ставрополье, Ростовская область). Вторая позиция, по которой ограничения могут оказаться очень чувствительными — это коммерческая техника.

«Серьезный сегмент техники, который тащили из Японии — грузовики-трехтонники с манипуляторами, – отмечает эксперт. – Эти грузовики можно массово видеть на стройрынках, где они работают уже вперемежку с «китайцами», но заметно превосходят их по надежности и долговечности. Если возможность их ввозить прикроют, это будет очень грустно: отечественные аналоги будут стоить заметно дороже, а надежность и ремонтопригодность их ниже, чем даже у сильно подержанных «японцев»».

Что же касается представительских авто (включая внедорожники и минивэны), у которых сохраняются многолитровые моторы — то их аудиторию в России сокращают еще и неформальными методами. Как рассказали «МК» источники в органах власти Владивостока, во всех регионах ДФО должностным лицам, начиная с определенного уровня, не рекомендуется пользоваться праворульной техникой. «Нужно было обновить машину, – отметил собеседник «МК», – мне сказали: бери леворульную, да, придется переплатить, но переживешь, так надо. Переплатил в итоге больше миллиона, деньги были совсем не лишние, но другого пути не было».

Вода дырочку найдет

– Цены на японские автомобили уже в сентябре 2023 года неизбежно повысятся, – прогнозирует Петр Шкуматов. – Это произойдёт из-за увеличения утилизационного сбора в России и введения экспортных ограничений в Японии. Общее подорожание б/у японских авто в рублях можно оценить в 15—20%.

Система параллельного импорта может помочь и тут: ввозить б/у «японцев», как и новых, возможно через страны Средней Азии, Грузию и других посредников. При этом доставлять их придется, например, через грузинские порты — цена при этом будет не слишком сильно отличаться от прямой доставки через Владивосток, а адрес для клиентов из европейской части России оказывается даже более привлекательным.

– Конечно, по Дальнему Востоку будет серьезный удар, потому что в импорте автомобилей из Японии задействованы многие тысячи предпринимателей, – говорит Алексей Островский. – Но схемы какие-то обязательно будут, вода дырочку найдет. В Казахстане, Киргизии еще в прошлом году было достаточно много праворульных машин.

Рассуждая макроэкономически, японские ограничения (если они все-таки вступят в силу) могут послужить на пользу российскому автопрому: и грузовики, и электромобили выпускаются в России. Не говоря уже об импорте из Китая. Однако в любом случае еще одной сравнительно недорогой возможность обзавестись автомобилем, похоже, станет меньше. Но это в последние годы уже не удивляет.

Фото: pixabay

Антон Размахнин

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Приватизация 2.0

Далее

Как бандиты охотились за лучшими умами отечественной науки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru