Экономист Беляев назвал статьи бюджета России, которые могут попасть под сокращение

Как секвестр казны повлияет на экономику

Проблемы с бюджетным дефицитом, накрывшие федеральную казну в этом году, никуда не денутся и в следующем. Правительство одобрило предложение Минфина по фронтальному сокращению государственного бюджета с 2024 года на 10%. По предварительной оценке, это даст экономию в пределах 450 миллиардов рублей.

Собственно, такое решение властей напрашивалось само собой. С начала года расходы в стране заметно превышают доходы. Если по итогам пяти месяцев дефицит бюджета составлял 3,41 триллиона рублей, то затем он малость подсократился. Но все равно остается огромным – 2,6 триллиона.

А когда, как говорится, дебет не сходится с кредитом, у нас всегда прибегают к секвестированию. Мера для россиян хорошо знакомая, не раз и не два опробованная разными составами правительств. В последний раз к ней прибегали в пандемию коронавируса, когда экономику пришлось на некоторое время вовсе остановить.

Правда, нынешнее «фронтальное» сокращение, к счастью, произойдет не по всему бюджетному фронту. По заверениям главы Минфина Антона Силаунова, нетронутыми останутся статьи оборонного бюджета и расходы на социалку – выплату пенсий, зарплат бюджетникам, пособий. Им ничего не грозит.

Силуанов предложил ведомствам умерить свои аппетиты и самим определить, что оставить в приоритете, а от чего можно сравнительно безболезненно отказаться.

Отмечается, что еще на уровне обсуждения в правительстве, под секвестр первым делом должны попасть те статьи бюджета, которые финансово не обоснованы. Но какие именно это проекты, знает только узкий круг посвященных финансистов. Итак, какие отрасли или отдельно взятые программы могут попасть под сокращение? И как эта мера отразится на экономике страны в целом?

– Скорее всего, «резать» будут те, которые традиционно, еще с советских времен, считаются неосновными, – рассказывает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. – Полагаю, первыми кандидатами могут стать экология, неприоритетные научные исследования, образование и культура. Еще в черный список могут попасть спорт и здравоохранение.

– Как урезание расходов отражается не темпах развития экономики?

– Расходы – это не столько траты из бюджета, сколько выполнение госзаказа  для экономики. Когда они сокращаются, государство, с одной стороны, меньше потребляет ресурсов и задействует производственных мощностей, что хорошо для экономии, но с другой, при этом снижается занятость населения и ВВП. В краткосрочной перспективе при подобной балансировке бюджета государство получает эффект. Однако проигрывает в стратегическом плане. Снижается курс национальной валюты,  растет инфляция.

Допустим, на реализацию какой-то программы необходим миллион рублей. Если выделят 900 тысяч, это не означает, что проект исполнится на 90%. Он не будет выполнен совсем. Эти самые 10% часто становятся критически важными для реализации намеченной задачи.

– Как, по вашему мнению, может сократиться ВВП?

– При наших достаточно низких темпах роста он может выйти на уровень статистической погрешности — то есть измеряться десятыми долями процента или даже вовсе уйти в небольшой минус. Такой вариант исключать нельзя.

Что мы сейчас имеем? Центробанк наверняка повысит в ближайшие дни ключевую ставку до 8%, что, само собой, ведет к торможению экономики. Плюс 10-процентное фронтальное сокращение расходов – шаг туда же. На сверхприбыль для бизнеса задним числом введут повышенные налоги – тоже не способствует продвижению вперед нашей экономики. Словом, на горизонте маячит целый пакет тормозящих развитие мероприятий.

– А есть у правительства альтернативы: можно ли не прибегать к секвестированию бюджета?

– На мой взгляд, нужно увеличивать внутренний государственный долг. Мы гордимся, что он у нас составляет 15% от ВВП. Чуть ли не меньше всех в мире. Однако гордиться здесь нечем. Планка по приему стран в Евросоюз составляет 60% – это считается безопасным уровнем внутреннего долга.

Если проводишь заимствования средств и пускаешь их на развитие экономики, то в итоге получаешь больше плюсов. Можно выпускать разные типы государственных ценных бумаг – для рядовых россиян, для состоятельных граждан, для крупных корпораций. С разным номиналом, процентами доходности и сроками погашения. Эти деньги через бюджет запускать в экономику, в развитие предприятий.

Сегодня бизнес часто жалуется на трудности в оформлении кредита из-за отсутствия залоговой базы. С государственными облигациями вам без проблем выделят кредит, а с учетом доходности ценных бумаг он получается еще и льготным.

Фото: pixabay

Владимир Чуприн

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Бывший сокамерник рассказал о похитителе шестилетней девочки в Шахтах

Далее

Депутатам и сенаторам смогут запрещать выезд за рубеж

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru