Тактика затянувшегося выхода «ОТП Банка» с российского рынка подверглась критике российских СМИ
Венгерские банкиры, несмотря на сложность геополитической ситуации, по-прежнему рассматривают Россию как прибыльный рынок. Здесь финансисты из Венгрии представлены «ОТП Банком», входящим в OTP Group Bank, которая, следуя модным среди европейцев тенденциям, ещё год назад объявила о намерении покинуть российский рынок.
Однако за это время не произошло ровным счётом ничего. Венгры сетуют то на отсутствие покупателей, то на ограничения, налагаемые властями. А «ОТП Банк» продолжает успешно работать на российском рынке. Впрочем, сегодня слово «успешно» по отношению к этому кредитному учреждению стоит ставить в кавычки. Как пишут СМИ, некогда солидный и уважаемый банк, входящий в 50 крупнейших в России, стал превращаться в учреждение с весьма неоднозначными методами и работы. Складывается ощущение, что по указанию своих западных хозяев топ-менеджеры банка не гнушаются ничем, чтобы заработать побольше денег.
Так, «ОТП Банк» был известен как весомый участник российского рынка банковских гарантий. Однако в какой-то момент, как раз после объявления материнской компании о готовности уйти из России, он, по сути, перестал исполнять свои обязательства. И сегодня при разные суды рассматривают множеством исков от пострадавших клиентов. Примечательно, что среди них не только предприятиям организации, но и государственные структуры, такие, например, как Фонд капитального ремонта г. Москвы. Капремонт и реновация – одно из главных направлений работы столичной мэрии. И действия «ОТП Банка», похоже, можно расценивать едва ли не как подрывную деятельность по отношению к Московскому правительству и лично мэру Сергею Собянину в этой важнейшей социальной сфере, особенно в предвыборной период.
Не лучше обстоит ситуация и в работе «ОТП Банка» в розничной сфере. На профильных форумах и в соцсетях появилось множество негативных отзывов частных клиентов на недобросовестность этого банка, на то, как он, по сути, фокусническим образом навязывает свои продукты, вводя людей в дополнительные расходы, на неочевидные, но ощутимые дополнительные комиссии и сборы. Подобная тактика «мелкого шрифта» ранее была характерна для мелких банков, но не до кредитного учреждения такого уровня. Впрочем, подобная тактика дала «ОТП Банку» возможность заработать без малого четыре миллиарда рублей чистой прибыли по МСФО против чистого убытка почти в семь миллиардов рублей годом ранее.
Эксперты связывают изменение политики «ОТП Банка» на такую крайне сомнительную тактику с подготовкой к уходу с рынка – либо через смену собственника, либо через банкротство после решений арбитражных судов, либо через отзыв лицензии за нарушения.
В пользу такого исхода свидетельствует и позиция самой Венгрии, которая подвергается значительному давлению со стороны Евросоюза. У OTP Group Bank есть бизнес не только в РФ, но и на Украине. Работающему в Незалежной банку, по сути, ничто не мешает стать одним из опорных для финансирования европейцами украинских вооруженных сил, а значит – и гибридной войны против России. Но именно российская «дочка» служит помехой для этого. Из-за продолжения деятельности «ОТП Банка» Украина внесла OTP Group Bank в санкционный список. Это вызвало недовольство со стороны правительства Венгрии, которое в ответ блокирует выделение финансовой помощи Украине. Ликвидация «ОТП Банка» как камня преткновения позволит разрешить противоречия между европейскими партнерами.
Пойдёт ли на это Будапешт? Эксперты считают, что ответ очевиден. «ОТП Банк» хоть и приносит прибыль венгерским собственникам, но на его долю приходится лишь около 10% бизнеса. Это, конечно, несравнимо с последствиями и потерями, которые венгерское государство может понести из-за конфликта с ближайшими европейскими соседями.
На российский финансовый рынок уход пусть и довольно крупного, но занимающего сороковые позиции в рейтинге, банка также окажет мало влияния. Если, конечно, не считать ущерба, который может быть нанесен его российским клиентам в свои последние дни или месяцы существования.
Сергей Попов